Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

НАЗНАЧЬТЕ СЫНА ГЕРОЕМ

ЧЕРТЫ ИСТИННОГО ГЕРОЯ
Смел без запальчивости,
Скор без опрометчивости,
Деятелен без легкомыслия,
Подчинён без униженности,
Победитель без тщеславия,
Честолюбив без кичливости,
Благороден без лукавства,
Твёрд без упрямства,
Скромен без притворства…
Целен без примеси,
Услужлив без корыстолюбия…
А.В.Суворов

Воспитание мальчиков не женское занятие. Так считали в древней Спарте и рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях за младенцем мужского пола с рождения ухаживала и нянька, и крепостной «дядька», а к шести-семилетним мальчикам приглашали гувернёров. Мальчишки же из низших сословий в силу жизненных обстоятельств с детства приобщались к мужским делам. Вспомните стихотворение Н.Некрасова «Мужичок-с-ноготок»: герою всего шесть(!) лет, а он возит из лесу дрова, управляется с лошадью и чувствует себя кормильцем семьи. «Наблюдатели единодушно подтверждают вывод об исключительной роли отца и вообще старших в семье мужчин в воспитании сыновей», — писала исследовательница русского крестьянского быта историк Н.Миненко. Лишь в самом крайнем случае, когда не было мужчин, роль воспитателя доставалась женщине.
В XX веке все изменилось: воспитание детей становится сугубо женским занятием. В детском саду «усатого няня» можно встретить разве что в кино. И в школах учителей меньше, чем учительниц. Но и в семье не у всех детей есть перед глазами пример мужчины! Число матерей-одиночек растет, миллионы мальчиков лишены мужского влияния в важнейший период своего развития, когда у них закладываются стереотипы полоролевого поведения. В результате они усваивают женские установки и взгляды на жизнь.

Достоинства мужчины: аккуратность и умение вышивать гладью?
На психологических занятиях мы даем мальчикам тест: нарисовать лесенку из десяти ступенек и написать на каждой ступеньке какое-то качество хорошего человека. Вверху — важное, внизу — несущественное. Результат впечатляет. Часто подростки указывают среди наиважнейших черт хорошего человека… прилежность, усидчивость, аккуратность. Хорошо ещё умение вышивать гладью не называют! А смелость присутствует на последних ступеньках.
Причём матери, которые культивируют в сыновьях такие представления о жизни, жалуются на их безынициативность, неумение дать отпор обидчику, нежелание преодолевать трудности. А откуда это всё возьмётся? Что слышат сыновья от мамы?  «Туда не ходи — опасно, то не делай — поранишься, не поднимай тяжести — надорвёшься, не трогай, не лезь, не смей…» Конечно, страх матерей понятен. Сын — единственный, поэтому мамы перестраховываются. Но это в корне неверно. Потому что за этой гиперопекой таятся эгоистические соображения: мамы и бабушки воспитывают ребенка для себя, таким, какой им удобен, не задумываясь о последствиях. Хотя даже с эгоистической точки зрения это недальновидно. Заглушая в ребёнке мужественность, женщины искажают мужскую природу, а такое насилие не проходит безнаказанно.
Двенадцатилетний Паша выглядел лет на девять. Отвечая на вопросы, он сжимался в комочек, теребил край свитера, не поднимал глаз. Его мучили страхи, он не засыпал в темноте, боялся оставаться дома один. Выходя к доске, Паша лепетал что-то невразумительное, хотя знал материал назубок. А перед контрольными не мог заснуть, каждые две минуты бегая в туалет. В начальных классах Пашу часто били, а он не смел дать сдачи. Теперь поколачивают меньше, потому что девчонки стали заступаться. Но Паша чувствует себя ничтожеством и спасается тем, что с головой уходит в мир компьютерных игр, где чувствует себя непобедимым, сокрушая многочисленных врагов.
— Раньше он читал, с удовольствием ходил в театр, в музеи. Теперь целыми днями просиживает перед компьютером, — горюет его мама, не понимая, что сама загнала сына в замкнутый круг. Это портрет слабовольного мальчика, задавленного гиперопекой.
А ребята посильнее проявляют негативизм и демонстративность.
— И что стряслось с сыном? Был нормальный, а сейчас всё принимает в штыки. Ты ему слово — он тебе десять. И никакой ответственности! Поручишь что-нибудь купить — деньги потратит на другое, да ещё наврёт с три короба. Всю семью держит в напряжении, — жалуется мама такого ребенка, тоже не понимая, кто виноват в его непокорно-инфантильных выходках.
В результате подростки рискуют попасть в «группу риска». Паша может стать жертвой насилия и совершить самоубийство, второй мальчик — забросить учёбу, пуститься во все тяжкие в поисках лёгких денег, пристраститься к водке, наркотикам. В итоге даже цель, ради которой была принесена в жертву мужественность сына, — его здоровье — не будет достигнута!

Школа мужества
Одна моя знакомая воспитывает сыновей по образцу древних спартанцев. Двухлетний малыш топает с ней полтора километра на гору под палящим солнцем и ходит за тридевять земель купаться вдвоём со старшим братом, которому самому-то только «шестой миновал»… Их мать считает, что иначе воспитывать сыновей нельзя. Большинству матерей такой подход не по нервам. Предлагаю золотую середину: сделайте вылазку на детскую площадку и понаблюдайте за детьми, гуляющими под присмотром отцов. Обратите внимание, насколько спокойней относятся отцы к падениям своих малышей. Они не отваживают сыновей от опасного места, а помогают им преодолевать трудности. Это и есть мужской тип реагирования, которого не хватает в воспитании нынешних мальчишек.
«Отцам легче управляться с сыновьями, чем матерям, потому что отцы реже видят детей, реже сталкиваются с ними в быту, и у сыновей на них «меньше аллергии» — говорят мамы. Но если у ребёнка нормальные отношения с матерью, он только рад, когда она побольше бывает дома. И никакой «аллергии»! А если взаимопонимание отсутствует, вот тогда появляется «аллергия».
Просто отцы сами были мальчишками и помнят, как унизительно, когда ты боишься дать сдачи, или когда тебе, будто несмышлёнышу, диктуют, какую шапку надеть. Поэтому понаблюдайте, в чём они уступают сыновьям, а в чём тверды, как кремень.
Конечно, в разном возрасте воспитание мужественности проходит по-разному. В двухлетнем ребёнке можно и нужно поощрять выносливость. Но не выговаривайте упавшему малышу: «Что ты ревёшь? Будь мужчиной!» Это приводит к тому, что лет в шесть малец, которому надоели унижения, заявляет: «А я не мужчина! Отстаньте от меня». Лучше исходить из «презумпции невиновности»: раз он плачет, значит, ему надо, чтобы его пожалели. Малышу нужна поддержка родителей, и отказывать в ней жестоко. А когда он ударится и не заплачет, похвалите за мужественность: «Вот что значит настоящий парень. Другой бы заплакал, а ты стерпел».
Почаще произносите слово «мальчик» с эпитетами «смелый» и «выносливый». Ведь малыши слышат в этом возрасте, что «хороший» — это послушный. А в раннем детстве многие слуховые и зрительные образы запечатлеваются на уровне подсознания. Ранние впечатления оставляют глубокий след и впоследствии руководят нашими поступками. Поэтому мальчику стоит покупать побольше «мужских» игрушек, знакомить с мужскими профессиями. Очень хорошо покупать или мастерить для них каски пожарников, штурвал корабля, милицейский жезл…
Пяти-шестилетние мальчики обычно проявляют интерес к столярно-слесарным инструментам. Не бойтесь давать им в руки молоток или перочинный ножик. Пусть учатся забивать гвозди, строгать, пилить. Чем раньше мальчик начнёт помогать взрослым мужчинам, тем лучше. Даже если помощь чисто символическая: вовремя протянуть папе отвёртку тоже важно. Это возвышает мальчишку в собственных глазах, позволяет почувствовать причастность к «настоящему делу». И нельзя кричать: «У тебя руки не из того места растут!» Так вы лишь отобьёте у сына охоту помогать.
— Когда к нам приходит слесарь, — рассказала мне директор одного детсада, — я специально посылаю мальчишек ему помочь, и они выстраиваются в очередь. Для детей из неполных семей это единственная возможность приобщиться к мужским занятиям.
Одиноким мамам надо взять на вооружение сей нехитрый приём. Постарайтесь найти среди родственников, друзей или соседей человека, который мог бы приспосабливать мальчугана к какому-нибудь мужскому делу. А когда сын подрастёт, разузнайте, какие в вашем районе есть кружки и секции, где преподают мужчины.
В дошкольном возрасте мальчиков надо учить рыцарскому отношению к девочкам. В том же садике ребята привыкли пропускать девочек вперёд, и когда воспитательница забыла об этом, у двери образовался затор: мальчики не хотели проходить раньше девочек.
Пойдя в школу, ребёнок становится «большим». Приучайте его уступать в транспорте место пожилым людям. А с какой готовностью мальчишки, даже четырёхлетняя мелюзга, бросаются перетаскивать стулья! Как они счастливы, когда их называют силачами! Ведь публичное признание мужественности дорогого стоит…

Подвижные игры
Мальчикам необходимо пошуметь, пошалить, побороться. Взрослым надо просто следить, чтобы мальчишечья возня не перерастала в побоище, но не лишать их возможности выплеснуть энергию. Особенно если сын посещает детсад или ходит в школу: многие из них там сдерживаются из последних сил, и если их и дома будут заставлять ходить по струнке, у ребят случится нервный срыв.
Наши мальчишки — шумные и воинственные, это особенности пола. И мамам следует не пресекать это, а облагораживать. Подскажите сыну интересные сюжетные повороты игры «в войнушку». Предложите мысленно перенестись в старину, вообразить себя древнерусским витязем, скандинавским викингом или средневековым рыцарем. Смастерите вместе с ним картонные латы и меч. Купите интересную книжку, которая заставит заработать его фантазию.

Где живёт герой?
Воспитание мальчиков в России всегда было героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выжить в суровом климате могли только стойкие люди. Поэтому тема подвига — одна из ведущих в русской литературе. Помните, как много значили для современников Пушкина герои войны 1812 года? А какую славу снискал Толстой рассказами о героической обороне Севастополя! В русском языке даже существует слово, аналогов которому нет в других языках. Это слово «подвижничество» — подвиг как образ жизни, жизнь, тождественная подвигу.
Из поколения в поколение передавалась память о героизме наших предков. И каждое поколение оставляло в истории свой героический след. Почему это важно? Во-первых, знакомство детей с подвигами предков вызывает у них уважение к старшим. Ведь можно оборудовать классы компьютерами, можно разработать высоконаучные методики, но если ученики ни в грош не ставят учителей, толку не будет. А во-вторых, невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве романтических образцов героизма. Посмотрите, как у малышей загораются глаза при слове «подвиг»! А сейчас можно услышать, что рисковать собой во имя высоких идеалов неразумно. Но дело в том, что в подобные мгновения включаются механизмы безсознательного. И в душах мальчиков живёт образ настоящего мужчины.

Спасителю папы — приз!
Мы разработали анкету, посвящённую героизму. Вопросы простые: «Нужны ли герои?»; «Хотел бы ты быть похожим на какого-нибудь героя? На кого?»; «Мечтал ли ты когда-нибудь совершить подвиг?». Ещё недавно мальчики отвечали утвердительно. Теперь чаще пишут «нет». А вот девочки на все вопросы ответили: «Да».
Особенно впечатлил нас ответ на последний вопрос. Помните, в начале 90-х годов в Балтийском море затонул паром, и пятнадцатилетний мальчик спас своего отца. Одна из молодёжных газет попросила мальчика откликнуться: хотели вручить ему приз. Идея получения приза за спасение родного отца показалась нам настолько дикой и аморальной, что мы включили в анкету вопрос о нужности премирования человека призом за спасение папы. Ещё пару лет назад подростки писали, что приза не нужно, главное — отец жив. Теперь… девочки ответили нормально, а мальчишки требовали наград. Как вам такие защитники семьи и Отечества?

Романтики с большой дороги
Юношеская тяга к романтике неистребима. Если этот обязательный этап становления личности не пройден, человек не может развиваться нормально, и это сказывается на интеллектуальном развитии. Закрыв подростковые клубы, мы вытеснили ребят в подворотни. А отменив «Зарницу», обрекли их на игру в мафию, которая может стать образом жизни. Для ребят отказ от ориентации на героизм чреват низкой самооценкой, ведь даже малыши понимают, что трусом быть стыдно. Кстати, ребята, отрицавшие нужность героизма, панически боялись «крутых», но подражали одноклеточным героям американских боевиков. И называли героическими чертами характера жестокость, непримиримость к врагу и готовность пойти на всё ради достижения цели. Так какие мужчины будут нас окружать, если так продолжится ещё лет десять?!
Мужчина обязательно должен себя уважать, иначе ему жизнь не мила. «Ура!» — закричал мой семилетний сын, узнав, что у его старшей сестры родился малыш. «Я был самым маленьким в нашей семье, а теперь я — дядя! Наконец-то меня будут уважать». Даже опустившемуся алкашу важно, чтобы его уважали. А о каком самоуважении может идти речь, если мужчина не в состоянии защитить свою семью и страну? Если любой бандит сможет диктовать ему условия, а девушки будут презрительно называть трусом?


Эффект подсолнуха
— Ну, хорошо, — скажет кто-то. — Согласен, мальчик должен уметь постоять за себя, быть смелым. Но геройство зачем?
Да, человек так устроен, что его развитие невозможно без стремления к идеалу. Как подсолнух тянется головкой к солнцу и сникает в пасмурную погоду, так и человек находит в себе силы для преодоления трудностей, когда перед ним высокая цель. А если планку занизить, то и стремления преодолеть себя не возникнет. А вот если «назначить» трусишку героем… Один мальчик ужасно боялся уколов. В кабинете врача его приходилось держать вдвоём-втроём — с такой силой он отбивался от медсестры. Ни уговоры, ни посулы, ни угрозы не помогали. Однажды папа предложил жене: «А давай ты мне скажешь, что Вадик вёл себя героически. Посмотрим, как он прореагирует»… Услышав про свой героизм, Вадик сначала опешил, потом согласился и искренне поверил, что спокойно дал сделать себе укол! На следующий день он сам зашёл в кабинет, и дело обошлось без криков и драк. А если бы отец не назначил сына героем, а начал стыдить, Вадик убедился бы в своём ничтожестве и у него опустились бы руки.


Всему хорошему, что во мне есть, я обязан книгам
Одним из основных источников передачи традиций в России до сих пор остаются книги. Героической литературы — море. Мальчикам дошкольного и младшего школьного возраста понравятся «Приключения Эмиля из Лённеберги» А.Линдгрен, «Хроники Нарнии» К.Льюиса, «Ветер в ивах» К.Грэма. Имена советских писателей: Олеши, Катаева, Рыбакова, Кассиля — и так у всех на слуху. У Л.Пантелеева есть цикл рассказов о подвигах. И русские классики сполна отдали дань теме смелости и мужского благородства. Да вся наша история изобилует примерами героизма. Это жития святых, жизнь великих полководцев, рассказы о подвигах солдат и обычных жителей, защищавших Родину от посягательств врагов.


Татьяна ШИШОВА, православный детский психолог

предыдущая    следующая