БАСТИОН СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

На новой северо-западной границе России между еще русским Иваногородом и уже зарубежной Нарвой стоит огромная древняя крепость. Строил ее Иван Грозный, - строил как опорный пункт, как стартовую площадку в движении России на Запад. И она выполнила эту свою роль - и во времена Ивана Грозного, и во времена Петра Великого, да и впоследствии, когда русская граница ушла далеко в Европу. А сейчас…

Сейчас мы входим с отцом Николаем Зайцевым в крепостные ворота - небольшую дверь в мощной серокаменной стене… Что там, внутри? А внутри, посреди зеленой солнечной площадки стоят две церкви, два древних русских храма - Успенский и Никольский.

- Никольский - он древнее, - объясняет о. Николай, настоятель обеих церквей. - Он старше и самой крепости. С незапамятных времен тут стояла церковь во имя Святителя Николая - сперва деревянная, потом каменная. Каменной ее сделал дед Ивана Грозного, первый русский царь Иоанн III. В ту пору место это называлось Девичьей горой; здесь собирались ярмарки, народные гуляния… Я думаю, наш храм - самая старая Никольская церковь во всей Прибалтике.

- И вы в ней служите?

- Нет, у нас службы идут в соседнем храме, в Успенском. А в Никольском два раза в год молебен проходит: на Зимнего Николу и на Вешнего. Храм-то хороший, двухпрестольный, да только не обустроен еще…

- Будем надеяться, что Святитель поможет его возрождению…

- Как не надеяться! Да он и помогает. Я сюда приехал в 1994 году, и первое, на что пришлось обратить внимание, - это отсутствие воды. Без воды какая служба? Ни покрестить, ни окропить… А из речки нашей не то что пить - там и купаться-то не рекомендуется, - да и далеко она от храма. Музейное начальство (а крепость является музеем) неоднократно приглашало бурильщиков, но все без толку: сколько ни бурили, воды на территории крепости не нашли. Что делать? Я беру благословение у митрополита - в то время епархией правил приснопамятный владыка Иоанн (Снычев) - и с прихожанами служу молебен Святителю возле Никольского храма. Отслужили молебен, - а тут еще работали бурильщики. Я и прошу у них: попробуйте пробурить здесь, где мы молились. Они попробовали - и вот, пожалуйста: теперь у нас есть свой колодец. Это чудо настоящее! Тут бы радоваться всем городом, - а музей, он вроде как даже обиделся: вы, дескать, самовольно используете недра, мы вас к уголовной ответственности привлечем!.. Да разве же я для своих личных нужд это делал? Или хотя бы только для церковных? Нет: пусть весь Ивангород пользуется - у нас с водой тяжело… На всякий случай, ради справки, сдал воду из Николина колодца на бак. анализ и на хим. анализ… Разумеется, анализы показали, что вода вполне пригодна для питья. Но я-то в этом не сомневался…

- Выходит, город не оценил святительский подарок?..

- Ну, что ж тут поделаешь?.. Я не осуждаю никого. Подумайте сами: какие тут гонения были в революционные годы! Одни из самых жестоких по России. Эта местность принадлежала Эстонской трудовой коммуне, и к большевистскому богоборчеству у властей примешивалась с детства воспитанная ненависть к нашей вере. Только в нашем Успенском храме были расстреляны двое священников: о. Александр Волков и о. Димитрий Чистосердов. Их убили, а тела бросили на помойку. После ухода красных прихожане нашли останки своих пастырей и похоронили как смогли. Сейчас о. Александр и о. Димитрий причислены к лику святых. Хотели мы перенести мощи о. Александра в крипту Успенского храма, но это стоит больших денег, нам их не найти…

А город… Что ж город? У нас много военных, а им атеизм в прежние времена вменялся в непреложную обязанность, - ну и сейчас по инерции это продолжается…

- А вы не пробовали завязать с ними дружбу?

- Как не пробовать! И пробовал, и даже небезуспешно. Очень дружим мы со многими местными воинскими частями. Да и не только с местными. Один из моих сыновей (у меня пятеро детей) учится в училище МВД, и я часто туда приезжаю, поддерживаю хорошие отношения с тамошним начальством, провожу занятия с курсантами, как-то даже на присяге присутствовал. А как иначе? Они все мне как дети, - так неужели я детей оставлю без духовной поддержки?

- Отец Николай, как же это получилось, что ваш сын - и вдруг в училище МВД?

- А что же тут такого? Я и сам по профессии юрист, закончил юридический факультет ЛГУ. Хотел, конечно, поступать в семинарию, но по указу уполномоченного меня не приняли. Тогда, чтобы не остаться совсем без высшего образования, поступил на юрфак - у меня и склонность была к тому… А как окончил его: снова в семинарию попробовал поступить. Но куда там! Чтобы в те времена человек с высшим мирским образованием стал священником, - да ни за что власти этого не допустили бы! Мне так и объяснили: мы бы, мол, приняли тебя, да тогда уполномоченный других пятьдесят человек вычеркнет. Ну, нечего делать… Стал я священником с юридическим образованием. А теперь вот и сын решил выбрать подобный путь…

- Батюшка, а как быть с тем, что в народе нынешние правоохранительные органы, мягко говоря, не пользуются популярностью? Что вы об этом думаете?

- А что думать, что попусту копить обиды? Надо работать. Надо духовно окормлять эту часть нашего общества, тогда, может быть, и не будет того позора, в котором мы все сейчас погрязли. Надо нам всем воспитывать эту молодежь. Я, например, выхлопотал для нескольких тамошних курсантов поездку ко мне в храм на Литургию. Думал: пусть поучаствуют в службе, напитаются благодатью… Приезжают! - после проповеди, к началу панихиды. Да не в форме! Это меня особенно возмутило. Пришлось припугнуть их: "Что, мол, такое?! Где форма ваша? Не хотите ее носить, так я вам помогу вообще от нее избавиться!" Испугались, прощения просили… Вот Военно-Медицинская Академия, с которой я тоже дружу, - там совсем другое дело, там к Православию относятся с уважением. Я освящал у них казарму для курсантов: так на молебне сто человек стояло по стойке смирно, а потом все подошли и приложились к иконе. И это несмотря на то, что среди курсантов были и армяне, и жители Средней Азии. Это ведь был молебен, а на молебне можно присутствовать инославным. Когда я служил в Средней Азии, у меня в притворе храма частенько стояли мусульмане.

- Так вы служили в тех краях?

- Да, в Чарджоу, в Ашхабаде, в Ташкенте, в Киргизии…

- Расскажите об этом поподробнее. Мне приходилось слышать, что некоторым тамошним батюшкам удавалось порой окрестить нескольких мусульман. Неужели такое возможно?

- Возможно. И мне тоже удавалось. Помню хорошо один случай, - правда, до крещения тогда дело не дошло, но все-таки. Ко мне пришла одна ашхабадская женщина с жалобой - муж ее бросил. Она просила молитв у своих мулл, но только эти молитвы не помогли, и кто-то ей посоветовал: иди, мол, к русскому батюшке. Она и пришла. "Что же, - говорю, - давайте служить молебен!" И вот она, и еще целая толпа ее родственников стояли у меня в притворе с зажженными свечами и усердно молились. Много ли, мало ли времени прошло: получаю от нее благодарственное письмо - муж вернулся! И с тех пор стали ко мне ашхабадские мусульманки приходить за помощью, если их мужья бросали… Порою и крестились - в основном женщины. Это можно понять: ислам не дает женщине проявить свое религиозное чувство, а ведь любовь к Богу у женщины как минимум не меньше, чем у мужчины, - будь она хоть русская, будь хоть таджичка. И еще скажу: многие крестились бы охотно, когда бы не боялись мести со стороны прочих мусульман. Вы ведь знаете: в исламе такие вещи не прощаются. А вообще-то до перестройки мы жили мирно. Я, например, вполне по-дружески общался с муллами… А потом грянула перестройка - и началось… Пришлось уезжать.

- Где вам легче служить - здесь или в Средней Азии?

- С Богом везде легко. А местные края я знаю хорошо: в Нарве, например, я венчался. Земля наша хорошая, благодатная, только бы обустроить толком здесь церковную жизнь. Надо построить новый храм: до нашего добираться тяжело… Надо устроить православное сестричество: у нас и желающие есть в него вступить - несколько женщин из Ивангорода и Петербурга; есть и помещение для сестер: бывшая казарма в крепости… Надо только ее отремонтировать, - да где деньги-то взять? Деньги на обустройство могилы барона Штиглица у властей есть, а на православное сестричество найти трудно, хотя там всего-то и нужно - немного лесу привезти… Не хотелось бы говорить плохо о бароне Штиглице: он местный уроженец и немало сделал для России… Но как можно заниматься его могилой, когда не обустроены могилы наших новомучеников, молитвенников у Престола Божия за Ивангород и за всех его жителей? Будем по-прежнему молиться Святителю Николаю, - я верю, что он не оставит нас и надоумит какого-нибудь состоятельного человека - патриота России и ревнителя Православия - помочь нам в наших обстояниях.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая