Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Читая Писание

МОИСЕЙ И ФАРАОН

В своём Послании к Римлянам апостол Павел пишет:

«…Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.

Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.

Ты скажешь мне: «за что же ещё обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»

А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» (Рим.9,17—20).

Признаюсь, меня всегда очень смущал этот отрывок.

На всякий случай напомню его контекст. Апостол Павел вспоминает ветхозаветный рассказ о том, как Моисей просил у египетского фараона отпустить народ Израилев в пустыню, чтобы помолиться там Богу; фараон же ни за что не хотел исполнить просьбу пророка. Упрямство фараоново было поистине удивительно: никакие чудеса, явленные Моисеем, никакие казни египетские, посланные Богом, —
а казни были поистине страшные — не могли сломить это нечеловеческое упрямство.

И кстати, слово «нечеловеческое» здесь является ключевым. Ибо фараон не сам по себе так заупрямился, но Бог ожесточил его сердце. Господь так прямо и сказал Моисею:

«Когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа» (Исх.4,21).

Итак, фараон не потому не хотел отпустить евреев, что он изначально был таким упорным, но потому, что воля Божия превратила в камень его душу. И если вы забыли, напомню, что это был тот самый фараон, что вместе со всем своим войском утонул в Красном море, когда вздумал гнаться по дну морскому за уходящими евреями. Так наказал его Бог.

За что наказал?

За то, что он не хотел послушать Моисея?

Но ведь Бог Сам ожесточил фараонову душу, — а если бы не так, то фараон, наверное, отпустил бы иудеев — пусть поломался бы немного, но, наверное, не стал бы доводить дело до казней египетских.

Ещё раз процитируем апостола Павла:

«Ты скажешь мне: «за что же ещё обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» (Рим.9,19).

Признаюсь, сам ответить на этот вопрос я не могу, а потому прибегну к помощи святых отцов. Вот как отвечают они.

Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

†††

Блаж. Августин:

Мы читаем в Исходе, что ожесточилось сердце фараона, так что не трогали его даже очевидные знамения. Итак, фараон не слушал повеления Бога и был наказан. И никто не скажет, что такое ожесточение сердца сошло на фараона незаслуженно: оно сошло по суду Бога, Который должным образом наказал его за неверие. Но нельзя думать и так, что фараон не слушал Бога, потому что и не мог слушать — ведь сердце его было ожесточено. Однако своим прежним неверием он уже заслужил свое жестокосердие. Как в тех людях, которых Бог избрал, не дела, но вера служит началом заслуги, которая состоит в творении добра даром Святого Духа, так и в тех, кого Бог осуждает, неверие и бесчестие становятся началом наказания, так что этим самым наказанием им позволяется делать зло. Как выше и апостол говорит: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства».

†††

Свт. Иоанн Златоуст:

Всякий знает, что то же самое случилось и с мучениками. Многие из людей, совершенно отверженных, были увенчаны во время гонений, и, напротив, иные, считавшиеся в народе великими, преткнулись и пали. Итак, не требуй отчёта у Творца и не спрашивай, почему один был увенчан, а другой наказан. Он умеет совершать всё по справедливости, почему и сказал: «Иакова возлюбих, Исава же возненавидех». Что это было справедливо, ты узнал из последствий, но Бог ясно это знал и прежде конца. Он требует не только обнаружения дел, но и благородной воли и благоразумной мысли. Такой человек, хотя бы когда-нибудь и согрешил под влиянием какого-нибудь обстоятельства, скоро исправится, хотя бы ему случилось и закоснеть в пороке, он не будет презрен, но всеведущий Бог скоро вспомнит о нём. А равно человек развращённый, хотя бы и сделал что-нибудь по-видимому доброе, погибнет, потому что делает это с худым расположением.

†††

Свт. Феофан Затворник:

Бог в Писании говорит фараону: «на истое сие воздвигох тя», — то есть выдвинул тебя из среды других, выставил на вид, как знамя. Или — «воздвигох», —
будто воскресил, в смысле: оставил пожить. Бог повелел сказать фараону, что с первого раза противления его Он лишил бы его жизни, но что он хранён доселе и еще будет пощажён ради того, чтобы явлена была на нем сила Божия. Таким образом, он был уже мёртвый, как обречённый на смерть, и если жил, то по изволению Божию для особых целей, будто из мертвых живой. Или «воздвигох» — восстановил против себя, сделал, что ты всё противился Мне. Это будет то же, что в следующем стихе: «кого хощет Бог, ожесточает». Бог не силою Своею ожесточал фараона или возбуждал его противиться Себе; напротив, Он всё делал, чтобы расположить фараона добровольно отпустить иудеев, а тот всё противился. Казнь за казнию Бог посылал на него и Египет; он на минуту смягчался, а потом снова ожесточался, говоря: Бога вашего не вем и Израиля не пущу (ср.: Исх. 5, 2). Росло ожесточение, возвышались и карательные знамения, пока не погружён был сей ожесточённый богоборец в пучине морской.

предыдущая    следующая