![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
Продолжение рассказа редактора газеты «Православный Санкт<Петербург» Ильи Ракова (начало в № 9).
Кирилло-Белозерский монастырь
![]() У взорванной церкви |
Первые два дня паломничества пролетели, как одно мгновение, наш автобус снова в пути. Я вспоминал то, что увидел, услышал, почувствовал и пережил в Ферапонтовой обители и в Горицах. Вспомнилась вдруг фотография, которую Александр Григорьевич сделал на берегу Шексны много лет назад — ещё в ту первую поездку, когда я был подростком, — кресты стоят в воде… Стало грустно. Шексна — речка небольшая, почему же кресты оказались в воде? Это последствия строительства Рыбинского водохранилища. Много чего под воду ушло, не только могилы…
А впереди нас ждал Кирилло-Белозерский монастырь. Сказать честно, ехал я туда в несколько смятенных чувствах. Дело в том, что там побывала одна моя знакомая и вернулась разочарованная. «Нет там монашеского духа, — сказала она. — Всё такое мирское…»
Что я знал про Кирилло-Белозерский монастырь? То, что прочитал в книге Эдуарда Ракова (брата Александра Григорьевича) «Монастырь опальных княгинь».
Давно это было
В 1397 году на берегу Сиверского озера, соединённого с Шексной судоходным протоком, а с Кубенским озером рекой Порозовицей, озёрами и небольшим волоком, основывается знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь.
Интересно, что основатель Кирилло-Белозерского монастыря прп.Кирилл Белозерский (память — 22 июня) родился в 1337 году и был почти ровно на год старше основателя Ферапонтовой обители прп.Ферапонта Белозерского (память — 9 июня). Оба они основали новые обители в возрасте 60 лет, оба скончались почти в один год: Ферапонт в 88 лет, Кирилл — в 90.
Кирилло-Белозерский монастырь постепенно становится настолько могучим, что затмевает славу и значение г.Белозерска. Само название Белоозеро, Белозерье начинает подразумевать Кириллов и окружающие его монастыри. Так, даже Н.М.Карамзин ошибся, когда среди русских городов, имеющих каменные крепостные стены, назвал и Белоозеро, поскольку город Белозерск таких стен не имел, а построены они были в XVII веке в Кириллове.
Кирилло-Белозерский монастырь, пожалуй единственный на Руси, вошёл в поговорку. Поговорка эта, согласно В.И.Далю, такова: «У него расход Кириллова монастыря, а приход — репной пустыни».
Приехали. Вся площадь перед монастырём заставлена экскурсионными автобусами. Православных паломников мало, экскурсантов много. Это не удивительно: Кирилло-Белозерский монастырь был закрыт в 30-х годах XX века, но в 60-х годах преобразован в музей и сейчас широко известен. В Кирилло-Белозерском музее можно увидеть пелену «Успение Богоматери» от храмового образа и шитое изображение иконы «Богоматерь Одигитрия» 1560-х годов, которое позже было переложено на оплечье стихаря.
Я сильно устал и невольно отстал от нашей группы. Хорошо, дочка рядом, под руку поддерживала. Когда мы догнали своих, они уже окружили монаха Диодора и внимательно слушали его рассказ.
Отец Диодор — историк по образованию — рассказывал не просто интересно, он рассказывал «вкусно». Мы слушали, боясь слово пропустить. Сам о.Диодор с юга России — донской казак. Вдруг, указав рукой на братский корпус, он с горечью сказал: «Нас здесь восемь монахов. Нам ничего не дозволено делать, потому как строения монастыря находятся под охраной государства. Слава Богу, что ещё разрешили покрасить белой краской стену в храме, где хранятся свв.мощи прп.Кирилла Белозерского и где проводятся службы, потому что всё было в очень плачевном состоянии».
Конечно, реставрационные работы в монастыре идут, но очень медленно… И я понял слова моей знакомой о том, что нет здесь монашеского духа. Слава Богу, ныне здесь восемь монахов, ещё совсем недавно их было трое.
Листая прошлого страницы
![]() Кирилло-Белозерский монастырь |
Как и Ферапонтова обитель, Кирилло-Белозерский монастырь связан с именем Патриарха Никона. Проведя в Ферапонтовом монастыре в заточении почти 10 лет, он, прося о переводе в другое место, в 1671 году писал царю: «Я болен, наг и бос, сижу в келье затворён четвёртый год. От нужды цинга напала, руки больны, ноги пухнут, из зубов кровь идёт, глаза болят от чада и дыму. Приставы не дают ничего ни продать, ни купить. Никто ко мне не ходит, и милостыни не у кого просить… а поп один, и тот слеп…» Никон лукавил, поскольку на его содержание из казны отпускали приличное количество провианта, а обслуживали его более двадцати человек. Но в июне 1676 года его перевели всё-таки в богатый Кирилло-Белозерский монастырь, где он пробыл до августа 1681 года.
«Кириловской ездъ. Того же лета, месяца Maia, поехалъ царь и великiй князь Иванъ Василевичъ всея Русiи съ своею царицею и съ сыномъ царевичемъ Димитрiемъ и з братомъ княземъ Юрьемъ Bacилieвичeмъ помолитися по монастыремъ…» Во время поездки в Кириллов царь лишился своего младенца-наследника Димитрия. Участник поездки князь А.Курбский пишет об этом: «И не доезжаючи монастыря Кириллова, ещё Шексною-рекою плывучи, сынъ ему, по пророчеству святаго, умре»…
![]() Монах Диодор и о.Олег Патрикеев |
Пётр I был последним из императоров правившего в России дома Романовых, кто посетил Кириллов. Он проехал по Кубенскому озеру, осмотрел прокопы и звозы. Царь внимательно изучил волок между реками Ковжей (приток Белого озера) и Вытегрой (приток Онежского озера). Был он и в Кириллове, причем нет сомнения, что не миновал и Гориц: водные пути его интересовали больше, чем монастыри.
Пока мы беседовали, к нам подошли три священника — красивые молодые русские батюшки. Оказалось, что они земляки монаха Диодора, служат в том самом храме в г.Шахты, который несколько лет назад был возвращён Русской Православной Церкви стараниями о.Диодора.
Наша встреча уже подходила к концу, когда о.Диодор вдруг сказал: «У меня на родине играют такие песни, которых никто не знает. На Дону песни не поют — играют. Под одну из них меня в своё время женили». Он окинул взглядом нашу группу, нашёл молодых парня с девушкой, узнал их имена и запел:
А Виталик наш хорошенькай,
чернобровый и молоденькай.
У него мозги помутилися,
да в Надечку влюбилися.
А Надечка — майская роза,
не боится лютого мороза.
Роза вянет, осыпается,
Надя замуж собирается…
Усталость как рукой сняло. Всем стало хорошо и ласково на душе. Пора было в обратный путь. Отец Диодор проводил нас и благословил на дорожку.
Записала Ирина РУБЦОВА