Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Читая Писание

КАКУЮ ЗАПОВЕДЬ ПРЕСТУПИЛ КАИН?

Как-то раз мой знакомый и я рассматривали старинную гравюру — на ней Каин убивал Авеля, а Господь проклинал Каина.

— Но за что? — спросил вдруг мой знакомый. — За что его так?

— За что Каин убил Авеля? По зависти, очевидно. Зависть — штука злая, это всем известно.

— Нет, я не про Авеля, — ответил он. — Я про Каина. За что его проклял Бог? Не понимаю, решительно не понимаю! В чём он провинился?

— Как это «не понимаю»? — поразился я. — А что, убийство —
это, по-твоему, недостаточный повод для проклятия?

— Убийство? — он пожал плечами. — Подумаешь, убийство! Это вовсе не грех.

— Что такое ты говоришь?! Убийство — не грех?!

— То есть я хотел сказать, что в ту, допотопную пору, в пору, когда живы были Адам и Ева,  убийство грехом не считалось.

— Кто тебе это сказал?! Где ты такое вычитал? У каких-нибудь авторов-эзотериков? У доморощенных толкователей, которые сведения о Библии черпают в «Библии для верующих и неверующих» Емельяна Ярославского?

— Нет, вовсе не у них. Я вычитал это из самой Библии.

— Нет, довольно эпатировать публику. Говори прямо: где в Писании сказано, что до потопа убийство человека не считалось грехом?

— Так прямо на твой вопрос не ответишь… Но суди сам: что такое грех?

— Грех — это противление воле Божией; думаю, так.

— И я так думаю. Воля Божия в чём выражается? Не в заповедях ли?

— Да, точно, — в заповедях.

— А когда была дана заповедь «Не убий»? Когда? В Эдеме? В первые дни после грехопадения? Нет. Нет и нет. Впервые она была дана только Моисею. Только Моисею, то есть через много-много лет после грехопадения, и даже после потопа. До той поры никто не запрещал человеку убивать себе подобных, а следовательно, нельзя было считать убийство грехом. Помнишь, как говорил апостол Павел? «…Где нет закона, нет и преступления» (Рим.4,15). И ещё: «…грех не вменяется, когда нет закона» (Рим.5,13). И вот ещё: «…я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Рим.7,7). То есть мои поступки могут быть признаны греховными, только если существует закон, запрещающий их. Вот так-то! Но ведь ни Адаму, ни Еве, ни их сыновьям никто не запрещал убивать, а стало быть, Каин не согрешил, убив Авеля.

— Но… Ты сам-то в это веришь? Ты веришь, что могло быть время, когда убийство считалось делом безгрешным? Хорошо, допустим, заповеди такой не было, но должно же было существовать какое-то моральное чувство, нравственный запрет…

— Ага, великолепно! Значит, по-твоему, Бог наказал Каина не по закону, а… Как это говорилось в бандитские девяностые? По понятиям! Каин был осуждён по понятиям? Извини за такой тон, но эта мысль сама собой напрашивается. Нет, если бы убийство было запрещено ещё тогда, то об этом и сказано было бы прямо. Но запрет убийства не существует вплоть до Моисеевых скрижалей.

— Погоди-ка! — тут я немного оживился. — До Моисея, говоришь? До самых синайских заповедей? Точно ли так? А как же Ной?

— Ной? А что Ной?

— А то, что Ною прежде Моисея, сразу после потопа, были даны некие заповеди — ты про них забыл? И в числе этих заповедей была такая: «Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» (Быт.9,5—7).

— Хм… Действительно, об этой заповеди я как-то забыл… Ну да не беда! Во-первых, эти слова звучат как-то более расплывчато, чем определённое и твёрдое «Не убий» на Синае. Просто «не убий» — и всё тут, без вариантов. А слова, сказанные Ною, — они какие-то неопределённые: дескать, убивать-то убивай, но помни о неотвратимом возмездии. Эту неопределённость, кстати, древние греки хорошо чувствовали. Помнишь, у Эсхила в «Орестее»: Орест убил преступную Клитемнестру — и это хорошо! Но коли уж Орест совершил это убийство, то всё равно ему не убежать от возмездия, какой он ни будь герой. Кажется, Эсхил жил раньше Моисея?

— Довольно болтовни! Закон об убийстве был дан сразу после потопа, и этот закон был достаточно ясен, чтобы удержать всякого, замыслившего убийство!

— Да, да, вот именно: после потопа! А мы-то говорим о Каине, который убил Авеля за тысячу лет до потопа! И что ты ни говори о каких-то не высказанных никем понятиях, но закона о недопустимости убийства в те годы ещё не существовало. Итак, я повторяю свой вопрос: за что был наказан Каин?

— У тебя есть какие-то иные варианты ответа? Не за убийство, а за… Сам-то ты как считаешь?

— Не могу сказать ничего определённого. Всё говорит о том, что именно за убийство. Но тогда получается, что Бог наказывает Каина беззаконно, просто потому, что в этот момент Он, никого не предупредив, решил считать убийство грехом.

— Хорошо, а тебе не кажется, что убийство отвратительно и страшно само по себе, без каких-либо дополнительных разъяснений сверху?

— То есть ты всё-таки склоняешься к мысли, что Каин был наказан «по понятиям». Нет, я в это поверить не могу. К тому же в мире есть немало некрасивых и даже страшных дел, которые, однако, грехом не считаются.

— Как это?

— Ну, например, если стая волков съедает человека, то волки за это не подвергаются Божиему проклятию. А если копнуть поглубже мир живой природы, то там таких ужасов откопаешь, что и сказать мерзко… Например, самка паука, съедающая своего самца… Или кукушонок, выбрасывающий из гнезда законных детей при­ютившей его птички… Но все эти мерзости и ужасы остаются вне Божиего осуждения, вне греха. Почему бы и к Каину не отнестись, как к тому же кукушонку? Да, мол, поступок его выглядит некрасиво, но что уж тут поделаешь?..

— По-моему, ты просто заговариваешь мне зубы. Давай сейчас забудем о нравах животного мира и вновь повернёмся к людям. Вот ты говоришь, что в ту пору не было заповеди «Не убий»…

— Не было!

— А что, и других заповедей не было тоже?

— Синайских точно не было. Была, правда, одна заповедь…

— Какая?

— «Плодитесь и размножайтесь». Как сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт.1,27—28). Вот единственная заповедь той давней эпохи. Вот единственный тогдашний закон — и к убийству он никакого отношения не имеет.

— Так-таки и не имеет?

— Как будто нет.

— Но послушай! Всем людям заповедано плодиться, размножаться и наполнять землю, а Каин поступает с точностью наоборот: сокращает население Земли!

— Ты шутишь?

— Отчего же? Совсем не шучу. Более того: Каин не только сокращает население, но он и Авеля лишает возможности плодиться и размножаться! То есть он отсёк от человеческого древа целую ветвь, которая, судя по всему, могла бы дать весьма добрые плоды! Разве это не преступление против единственной тогдашней заповеди Божией? Согласен, говорить о «понятиях», о том, что убийство отвратительно само по себе, вне зависимости от воли Божией, — это глупо. Воля Божия выражена весьма ясно: людям надо было увеличивать свою численность, а тот, кто мешал этому, —
тот грешил. Отсюда можно судить о грехах предпотопного человечества: они каким-то образом перестали заботиться о том, чтобы наполнять землю. Вспомним слова Господни о тогдашних людях: «…они плоть» (Быт.6,3) То есть никаких иных забот, кроме ублажения плоти, у предпотопного человечества не было, а значит, деторождение было сведено к минимуму. Плоть ублажалась, а земля не населялась! Можно с большой уверенностью предполагать, что аборты — это изобретение того времени, а равно и все прочие способы оставить секс «чистым». Кроме того, «всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт.6,12), — а это уже прямое указание на царство всевозможных извращений. Тебе это ничего не напоминает?

— Как не напоминает?.. Всё ясно. Но ведь нового потопа не будет? Сам Бог обещал это:
«…поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт.9,11).

— И что же? Значит, грех останется безнаказанным? Нет, конечно. Наказание будет — увидим мы его или нет… Помилуй, Боже, нас грешных!

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая