![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
Всем,
кто путает христианство с толстовством, всем, кто требует от ближнего всегда
подставлять левую щёку в ответ на удар по правой, — требует, а сам не умеет
простить и малой обиды, — всем этим людям полезно будет познакомиться с житием
христианского мученика первых веков Нестора Солунского.
Да, честно говоря, всем нам надо почаще перечитывать житие этого юноши, доказавшего свою веру не чем иным, как… убийством.
Как так — убийством? Как такое возможно?
Да нет, не только убийством, конечно. Всё несколько сложнее. Попробуем разобраться.
Итак, Римская империя времён самого злобного гонителя христиан — Диоклетиана. Город Солунь (Фессалоники). Местный правитель, подчинённый римской власти, — царь Максимиан, усердно проводящий в Солуни диоклетиановскую политику «дехристианизации». Кроме того, Максимиан — большой любитель рукопашных боёв, желательно с кровавым исходом, — тут он в Римской империи не оригинален. Однажды царь решил совместить приятное с полезным: чтобы любоваться рукопашными схватками и при этом исполнять повеление императора об искоренении христианства. Как это совместить? Очень просто: нужно не казнить христиан, а выводить их на бой с борцом заведомо сильнейшим, от мощи которого христианину не спастись.
Такой борец был, звали его Лий — огромная, безмозглая машина для убийства.
Именно к нему на арену стали выводить христианских мучеников — и он губил их одного за другим, демонстрируя восхищённому царю всё новые и новые борцовские приёмчики.
И был в Солуни юноша, который решил остановить Лия.
Юношу звали Нестором. Он не отличался ни чрезмерной силой, ни знанием боевых секретов, но он верил, что Господь ему поможет.
Нестор — что важно! — взял благословение у своего духовного собрата, бывшего фессалоникийского воеводы Димитрия, сидевшего в тюрьме, дожидаясь казни (это был тот самый Димитрий Солунский, которого мы сегодня чтим как великомученика).
Димитрий сказал Нестору:
— Лия ты победишь и будешь мучим за Христа.
С этим благословением Нестор пошёл к месту состязания, боролся с Лием и с возгласом: «Боже Димитрия, помоги мне!» — поднял великана и швырнул его в ров, утыканный копьями, — туда, куда Лий надеялся сбросить его самого.
Потом Нестор вместе со своим духовным собратом был казнён. Димитрия закололи копьём, Нестора посекли мечом. Вот и вся история.
Давайте немного подумаем над ней.
Во-первых, скажите, почему Нестору пришло на ум убивать Лия? Это тупоголовое создание было не более чем слепым орудием в руках царя Максимиана (который и сам был слепым орудием в руках Диоклетиана, который и сам был слепым орудием в руках врага рода человеческого). Чего добился Нестор своей победой? Разве его за это помиловали? Разве мучительства христиан после этого прекратились? Нет, палачей у язычников хватало — не Лий, так другой выполнит приказ.
Безрассудный поступок совершил Нестор!
Можно понять святого инока Пересвета, который сразился не просто с нехристем, но с врагом Руси, в схватке, которую, кроме как кровью, ничем не решить. Но тут-то совсем иная история! И разве если бы Нестор безропотно пошёл на заклание — как это делали тысячи мучеников-христиан, — разве тогда он лишился бы мученического венца?
Сложные это вопросы. Но за Нестора — воля Божия. Без воли Божией не свершилось бы это чудо, не одолел бы скромный молодой человек невысокого роста и невыдающейся силы этого накачанного, натренированного великана.
Значит, Богу угодно было, чтобы Нестор вступил в схватку и победил.
Чудо святого Нестора учит нас вот чему: остановить охальника — это дело не только позволительное, но и святое. Как говорил свт.Иоанн Златоуст: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом».
И второе, чему учит это чудо: христиане не безвольные, бессильные жертвы. Они могут постоять за себя. «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог».
И если нам заповедано подставлять левую щёку в ответ на удар в правую, то это для того, чтобы смирить нашу силу, а не ублажить нашу слабость. Сила наша остаётся при нас, как топор за поясом преподобного Серафима, избиваемого разбойниками. И бывают моменты, когда Господь велит нам не смиряться перед злом. И тогда, зло, берегись!
Сергей Ольховецкий