![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
Небольшая
книга — страниц на сто, не больше. Простая белая — и в простоте своей нарядная —
обложка. На обложке вы не найдёте имя автора, вы увидите его только на титульном
листе, но и там оно расположилось не над названием, а под ним; кажется, автор
хочет сказать читателю: «Неважно, кто это написал. Важно, о ком это написано».
О ком же? О св.прав. Иоанне Кронштадтском.
В книге всего два очерка: «Русский народ и Иоанн Кронштадтский» и «Чудо молитвы»; эти-то названия и вынесены на обложку. Автор очерков — член Союза писателей России, известный прозаик, поэт, литературный критик Людмила Московская. Мы уже знакомили читателей с её поэзией, а теперь хотим представить вам два небольших, но очень ярких и глубоких эссе о всероссийском Батюшке.
И конечно, важно, что написаны они именно о кронштадтском праведнике, но и авторство в данном случае тоже очень важно, на наш взгляд, ибо перед нами не пересказ давно известных фактов, не компиляция, но самостоятельное и весьма неожиданное по ракурсу исследование.
Возьмём первый очерк: «Русский народ и Иоанн Кронштадтский». Казалось бы, кто усомнится в том, что прав.Иоанн — это именно русский святой? И всё-таки глубинная, корневая связь Батюшки с Россией, и точнее — с Русским Севером, до сих пор прослеживалась мало. А ведь Батюшка не ангел, спустившийся в Россию с небес, — он живой русский человек, рождённый на Русской земле, дышавший русским духом, питавшийся от русской почвы! Он (как и сотни других наших святых, известных и безвестных) золотое яблоко на русском древе; не будь дерева — и яблоко бы не выросло.
Вот как пишет об этом Людмила Московская:
«Можно говорить со всей определённостью о том, что именно почва традиционной народной крестьянской культуры напитала и определила мировоззрение святого. Многие его поступки, определяемые с позиции современной городской цивилизации как необычные, являются вполне естественными для деревенских правил общежития полуторавековой давности».
И далее весь очерк посвящён обзору культуры Русского Севера: какие книги читали в деревнях, подобных Суре, какие песни пели, какие былины сказывали, как играли свадьбы, как хоронили, как молились, как было прилично вести себя в быту…
И
читателю становится ясно, что святость — и самого прав.Иоанна, и прочих наших
северных подвижников — была разлита в самом воздухе Севера, надо было лишь уметь
впитать её в себя. Но даже те их земляки, которые не были прославлены как
святые, всё же отличались крепким, здоровым и чистым духом, они являлись той
почвой, на которой вырастали угодники Божии.
Очерк Людмилы Московской «Русский народ и Иоанн Кронштадтский» удивительно напоминает знаменитую книгу Василия Белова «Лад». Василий Иванович тоже понимал, что севернорусский уклад — это та драгоценность, которую нужно сохранить на века, и он бережно собирал все крупинки золота, сверкающие в этой породе. И конечно, он подробнее, многостороннее, дотошнее отобразил Русский Север в своей книге, чем сделала это Людмила Московская в своём небольшом очерке. Однако… Беловскому «Ладу» — как это видится сейчас — до боли не хватает именно отблесков святости; нигде в этой книге не заметишь силуэт старинного монастыря, не увидишь иконы с ликом местного угодника… И образ Иоанна Кронштадтского, осеняющий Архангельские, Вологодские, Невские земли, ни на одной странице «Лада» не проглянет. А без этих примет и сам Север кажется недостроенным или полуразрушенным.
Впрочем, я вовсе не хочу ругать В.И.Белова с его чудесной книгой, — я хочу лишь воздать должное небольшой белой книжке Людмилы Московской. Автору удалось не просто доказать свою мысль — очень правильную и глубокую, — но и задеть сердце читателя картинами русской жизни, напомнить о том, какая это красота и чистота — исконная культура русского народа!
И конечно, там, где речь зашла о св.прав. Иоанне Кронштадтском, там непременно придётся говорить о и чудесах: о тех, что творил сам Батюшка, и вообще о чудесах в православном мире, и о чуде молитвы. Кронштадтский праведник недаром был истинным кладезем чудотворений: его Господь на то и послал в мир, чтобы показать: чудеса не только в древности бывали, сила Божия и сейчас не иссякла, милость Божия по-прежнему с малыми сими…
Обо всём этом говорится во втором очерке книги Людмилы Московской — «Чудо молитвы».
Здесь автор берётся, ни много ни мало, исследовать саму природу чудотворений Батюшки, показать их исток, определить их цель… Задача, мягко говоря, непростая. Как же справляется с ней Людмила Московская? Весьма разумным способом: она даёт слово самому отцу Иоанну, и праведник словами из своей великой книги «Моя жизнь во Христе» рассказывает о самых сокровенных тайнах своей души. Чего стоят такие, например, слова Батюшки:
«Ко всякому слову имей такое внимание и уважение, какое имеешь к живому человеку, и твёрдо веруй, что Слово Божие живо и действенно, как живое существо, как Ангел… Слово Божие есть Сам Бог. Итак, когда говоришь, веруй, что ты имеешь дело с живыми, а не с мёртвыми существами, с действительными, а не с косными и бессильными. Знай, что ты должен говорить с верою и уверенностью каждое слово».
Ведь это же совет по достижению святости! И таких советов автор очерка находит у св.прав. Иоанна великое множество. И эти плодотворные поиски позволяют ей сказать в завершение своей книги:
«Явление миру Иоанна Кронштадтского имеет вселенское значение. Ибо он, как апостол, развил ряд положений церковной жизни. Оживил Писание. Совместил слово с действием. Показал единство духовного пространства и времени: раннехристианского и современности… Фигура Иоанна Кронштадтского ещё слишком близка к нам, действенна в ближайшей истории, жива в семейных преданиях, чтобы мы в полной мере могли осознать гигантский масштаб его личности, равноапостольную достоверность его слова и силу влияния на «практическое православие» современности. Но время идёт. И всё более отчётливо осознаётся, что явление миру Иоанна Кронштадтского есть Божие знамение нашего времени».
Павел ГОРЕЛОВ