Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Читая Писание

ДВА ВЕЛИКИХ «НО»

В Священном Писании находим много мест, когда люди в ослеплении непонимания, лицемерия или враждебности к Иисусу Христу возражали Ему, спорили с Ним, осуждали Его. Особенно отличались этим книжники и фарисеи, они постоянно преследовали Господа и довели свои гонения до Его распятия.

Но есть в Евангелии два уникальных случая, когда Спасителю возражали люди, движимые глубочайшей верой в Него. Казалось бы, парадокс! Однако уже давно многие святые отмечали, что вся вера православная парадоксальна, она не укладывается в человеческие умствования. Два человека вполне обоснованно возражали Господу: мужчина и женщина, воин и гражданское лицо. Вспомним эти необычные ситуации.

«Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. -…> И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф.8,5—13).

Римский воин прекрасно знал о случаях чудесных исцелений, когда Иисус лично взаимодействовал с больными, иногда даже прикасаясь к ним. Но вера сотника — изначально питомца римского языческого воспитания — подвигла его на такие высокие чувства, что он дерзнул возражать Господу, проведя аналогию со своими ничтожными властными полномочиями. «Но скажи только слово…» Можно сказать, что такое возражение равносильно глубокому утверждению — таково следствие искренней веры. Не случайно поэтому, что «услышав сие, Иисус удивился», — и это единственный факт из всех четырёх Евангелий, когда Он высказал удивление.

Второй случай как бы спора со Христом дан в Евангелии в эпизоде с хананеянкой, матерью беснующейся дочери. «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов…» (Мф.15,22) — кричала она, и в этих её словах от сердца заключалась не только боль за дочь, но и вера и надежда на помощь. Однако «Он не отвечал ей ни слова» — явная обида: ведь неприятно, когда на твой отчаянный призыв не реагируют. Ситуация, видимо, была необычная, потому что даже «ученики Его, приступив, просили Его» (15,23), «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (15,24) — вторая обида. Наконец, хананеянка подошла близко и говорила, кланяясь: «Господи! помоги мне» (15, 25) — «Он же сказал в ответ: не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (15,26) — третья, самая, казалось бы, жестокая обида! Но какова реакция женщины? «Так, Господи! — она нисколько не сомневается в словах Иисуса, даже унижающих её до уровня собак. — Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (15,27—28). Своим кажущимся «странным» поведением Христос желал троекратно проверить глубину веры хананеянки и явно продемонстрировать её всем окружающим, и вера эта превозмогла все мнимые обиды и сделала возможным чудо немедленного исцеления больной дочери. Смиренная и мудрая женщина даже не восприняла слова Христа за оскорбление — это поистине великий пример преодоления в себе обиды с помощью смирения, веры и неотступного обращения к Богу. И в данном случае человек, возразивший Христу, был движим глубочайшей верой в Него.

Заметим также, что в обоих этих случаях люди просили не за себя, а за другого. Разве не было своих личных забот у хананеянки? Разве не было проблем у воина в чужой, враждебной для него стране? Но и та и другой считали себя недостойными, грешными, они поставили боль своего ближнего и любовь к нему выше себя, выше собственных нужд — и горячо обратились к Господу.

Поистине великие примеры смирения, веры, надежды и любви!

Н.И.ПОЗДНЯКОВ

предыдущая    следующая