Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Советуем прочесть

«УСТОЯТЬ ОДИНОКО НА ВЫСОТЕ…»

Есть такой блистательный русский писатель, прозаик Николай Герасимович Помяловский. Нет, наверное, не «есть», а «был», — всё-таки жил и умер он давным-давно, в XIX веке (1835—1863). Да нет, конечно же «есть»! — хоть и помнят его мало (а по большей части и вовсе не помнят), но творения его не устарели нисколько ни языком, ни смыслом, они и сейчас живы: только откройте книгу — и у вас дух захватит от их живой, яркой силы.

Николай Помяловский! Хоть и хочется мне сразу перейти к его книгам, но всё же скажу несколько слов о его жизненном пути. Во-первых, родился он в Питере, в семье диакона (то есть в нищей семье — диаконы в ту пору по большей части не жировали). Во-вторых, окончил Александро-Невское духовное училище, сиречь «бурсу» (о том, что это такое, поговорим чуть позже). В-третьих, после бурсы в Церкви служить не пожелал, а пошёл в СПб университет, стал талантливейшим педагогом-новатором, но и эту карьеру отверг, и занялся писательством, и скоро стал весьма популярен. Но вот ещё что: пил он. Сильно пил. Допился до «белки» — простите, до белой горячки. Умер глупо и странно: запустил какую-то пустяковую болячку на ноге, а когда всё-таки пошёл к врачу, оказалось, что дело уже плохо. Через несколько дней после этого визита преставился от гангрены, не дожив полутора лет до тридцатилетия.

Вот такая вот судьба — и печальная, и горькая, и при всём при том славная, ибо, что ни говори, а писатель он был редкостный!

Я не могу сказать, что я читал у Помяловского всё, — вовсе нет. Всего две его вещи мною прочитаны, но эти две вещи прочно засели в моём сердце. Я говорю об «Очерках бурсы» и о рассказе под названием «Вукол». Пронзительно написано!

Во-первых, конечно, «Очерки бурсы» — эта повесть многим известна, она, пожалуй, самое популярное произведение Николая Герасимовича. Первое впечатление: очень страшная книга, по характеру своему близкая к чернухе. Слабонервным не читать. Второе впечатление — не всё так просто: каким-то тайным светом озарена эта повесть, светом молодости, светом веры в свои силы, могучим стремлением вырваться из земной грязи и жестокости, и этот свет придаёт «Очеркам бурсы» странное обаяние… И ум! Помяловский — очень умный писатель, причём ум его проявляется не в отвлечённых рассуждениях, а в том, как он строит своё повествование, какие мизансцены готовит для своих героев, как остро и наблюдательно создаёт их характеры…

А о чём же повесть? А о бурсе, о духовном учебном учреждении для мальчиков школьного возраста. О том, как этих мальчиков пороли преподаватели (а они пороли их много, жестоко и изобретательно), о том, какие звериные нравы процветали в коллективе бурсаков… О том, как некоторые из них находили в себе силы пробиться сквозь этот кошмар к свету, а другие падали, тонули, умирали душой. О том, какая дикая бессмысленная зубрёжка процветала в подобных школах, — зубрёжка, способная отбить любовь не только к религии, но и к самой жизни. И не воображайте, что Помяловский свою повесть «сочинил», «выдумал»!.. Он сам учился в бурсе, в условиях, как он выражался, «нравственного безначалия»; и уже в зрелые годы однажды произвёл подсчёт, по которому выходило, что за бурсацкие годы его выпороли четыреста раз, кроме того, он почти каждый день стоял на коленях, часто бывал оставлен без обеда и подвергался другим наказаниям от учителей и начальства. И он был среди своих товарищей отнюдь не исключением. Просто там так было принято.

Повесть — отличное целебное снадобье для всевозможных «хрустобулочников», которые воображают царскую Россию XIX века идеалом и образцом для Русского государства и Русской Церкви. Для людей более разумных «Очерки бурсы» — отличная пища для размышлений о силе человеческого духа, способного выстоять под невероятным напором зла, о силе Церкви, которая может из этой грязи вырастить и Оптинских старцев, и Иоанна Кронштадтского, и тысячи других, безвестных, русских праведников…

Ещё скажу: повесть совершенно не скучная, напротив — захватывающая, написанная бодрой, энергичной, сильной рукой… Только читать её надо с умом.

Но я не столько о «Бурсе» хотел вам рассказать, сколько о рассказе «Вукол» — его почти вовсе не помнят, а ведь это блистательный шедевр великой русской литературы.

Как и в «Очерках…», главная тема «Вукола» — отчаянное противостояние мировому злу. Причём эта тема в рассказе даже ярче выражена, чем в повести, — она здесь единственная тема, ни с чем не смешанная, оголённая, сверкающая.

Вукол — это маленький мальчик, помещичий сын, сверстник и классовый собрат розовому Илюше Обломову. Вот только детство у Вукола разительно отличается от медового детства Илюши.

У Вукола сперва умер папенька… Потом умерла маменька… А он был ещё настолько мал, что и не понял, что остался сиротой… И более, чем сиротой, — он остался один на свете, не согреваемый ни единым лучом человеческой любви. Нет, в нищету он не впал: опеку над Вуколом принял его дядя-помещик, — но что это был за дядя!..

Не то чтобы очень жестокий дядя… Просто он категорически не любил никого на свете, кроме себя самого. А потому страдания других были для него совершенно неважным обстоятельством.

А Вукол… Скажу я вам: образ Вукола — это выдающаяся удача Помяловского. Таким обаятельным он нарисовал этого малыша, таким трогательным — до сердечной боли!

Не знаю, право, стоит ли пересказывать вам этот рассказ: это ведь неприлично — делать, как сейчас выражаются, «спойлеры», то есть раскрывать все тайны повествования.

Ладно, скажу только вот что: основное содержание рассказа — это противостояние маленького Вукола и его самодурственного дяди. И ещё скажу: Вукол до последней возможности пытается найти в дяде любовь, сочувствие, хотя бы тень участия… И ополчается против него, только когда последняя надежда рушится. И уж ополчась, действует поистине отважно, так что дядя и вся его гадкая свита вынуждены отступить перед этим дошкольником, убояться малыша-воина, бьющегося не исподтишка, но открыто, благородно, по-рыцарски.

Рассказ Помяловского может десятикратно прибавить сил всем отчаявшимся в жизненной борьбе, всем, готовым отступить перед злом. Прочитайте «Вукола», обязательно прочитайте!

А прочитав, поставьте в храме свечу за упокой души раба Божиего Николая, который, быть может, и далёк был от святости, но всей душой стремился к свету, жаждал любви человеческой и небесной, шёл к ней, как умел, спотыкался, падал… Но нам ли считать чужие падения? Помолитесь!.. Просто подумайте, сколько лет никто за Помяловского не молился!..

Сергей Ольховецкий

предыдущая    следующая