![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
19
июля прошлого года — в праздник Собора Радонежских святых — в муниципальном
образовании «Сергиевское» (славное имя «Сергиевское» бывшее МО Парнас получило в
2017 году по благословению митрополита СПб и Ладожского Варсонофия) был открыт
Музей-храм Преподобного Сергия Радонежского (СПб, ул.Есенина, 30, ст.м.
«Проспект Просвещения»). Также была достигнута договорённость с Троице-Сергиевой
Лаврой, что наш музей посетят святыни, связанные с радонежским чудотворцем
Сергием.
И спустя полгода — 28 января года нынешнего — в Музее-храме открылась выставка «Духовный мост двух столиц», организованная в рамках проекта «Северный удел Преподобного Сергия Радонежского». Из Москвы в Санкт-Петербург были доставлены святыни — потир (евхаристическая чаша) и дискос (тарель для деления просфор на проскомидии), пришедшие к нам из глубины веков (XIV), ибо эти литургические сосуды были сделаны руками Преподобного Сергия.
Я задала тогда вопрос, мучивший многих посетителей выставки, сопровождавшему святыни в Петербург директору музея «ЦАК» Московской Духовной академии Антону Сергеевичу Новикову:
— Во всех описях, называющих предметы, принадлежавшие Прп.Сергию Радонежскому, перечисляются крашенинная риза, епитрахиль, поручи, посох, ложка и ножичек в кожаном чехле, «моления великого чудотворца Сергия» — иконы Божией Матери Одигитрии и Святителя Николая. Планируется ли что-то из этих предметов передать в дар нашему музею в Петербурге?
А.Новиков: — Сохранилось не так много вещей, которые держал в руках, которыми пользовался Преподобный. Из богослужебных вещей это представленные на выставке потир и тарель, которые ранее никогда не покидали пределов Москвы. Из личных вещей Прп.Сергия есть ещё кожаные сандалии, собственноручно изготовленные святым. Есть также иконы, графика, литографии, связанные с именем Преподобного… Мы с радостью и в дальнейшем будем взаимодействовать с вашим музеем, но это будут кратковременные выставки, затем вещи должны вернуться в ЦАК, в Москву.
Поэтому
сегодня мы отправимся в Московскую Духовную академию, которая находится на
территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в Церковно-археологический кабинет (ЦАК).
Эти царские чертоги (нынешний ЦАК) изначально служили для того, чтобы здесь
останавливались члены царской фамилии, когда они приезжали в Троице-Сергиеву
Лавру, поклониться мощам Прп.Сергия Радонежского, побывать на богослужениях,
помолиться о Русской державе. В одном из залов ЦАКа есть небольшая, но очень
важная часть, посвящённая Прп.Сергию, игумену Радонежскому, всея Руси
Чудотворцу.
Рассказывает Дмитрий Егорович Бочарников, экскурсовод ЦАКа:
— Церковно-археологический кабинет берёт своё начало примерно в конце XIX века, в период правления митрополита Филарета Московского, который и основывает этот кабинет по примеру Киевского церковно-археологического кабинета и Палестинского.
Здесь
находятся экспонаты, которые были принесены многими знаменитыми русскими
иерархами, в том числе и Патриархом Алексием I (Симанским). Кстати говоря, наш
Церковно-археологический кабинет носит имя Патриарха Алексия I.
Интереснейшая коллекция, которая посвящена 700-летию со дня рождения Прп.Сергия Радонежского, находится в первом зале. В специальной стеклянной витрине находится закладной камень, который был обретён вместе с мощами Прп.Сергия Радонежского и сохранён как реликвия. На нём чётко видны изображения двух святых — Прп.Сергия Радонежского и сщмч.Панкратия. Дело в том, что мощи Прп.Сергия были обретены в день его памяти. А рядом, за закладным камнем, можно увидеть богослужебные сосуды периода земной жизни Преподобного. В те времена металл был очень редким и дорогим, и богослужебные сосуды редко изготавливались из металла. Поэтому Прп.Сергий резцом, который тоже можно увидеть в витрине, своими руками вырезал чашу и потир для богослужения. Конечно же, и чаша с потиром, и резец использовались после смерти Преподобного другими монахами.
Но если вырезаны сосуды были самим Прп.Сергием, то окрашены и расписаны были уже позднее насельниками основанной им обители.
Использовались чаша и потир до той поры, пока не настало время заменить их, возможно из-за изношенности, испорченности (у чаши появилась на ножке трещина). Они были заменены, но оставлены как некое напоминание, как святынька, созданная руками самого Прп.Сергия Радонежского. Резец тоже решили оставить.
Рядом с богослужебными сосудами находится нательный крестик самого Преподобного, который также был обретён вместе с его мощами.
Мы
знаем по житию Прп.Сергия, что он, пришедши сюда из Радонежа, основал свою
святую обитель. Но он не искал мирской славы, он искал только уединения, молитвы
и единения с Богом. Поэтому в густых подмосковных лесах он начал строительство
своей кельи. Преподобный на протяжении всей своей жизни обеспечивал и свою
обитель, и себя полностью своими трудами, чему мы находим подтверждение в его
житии.
Мы
можем видеть сандалии Прп.Сергия, которые были обретены на его теле, когда были
обретены его мощи. Тщательный их осмотр помог сделать вывод, что сам Преподобный
сшил их своими руками из натуральной кожи. У задника есть маленькая дырочка,
похожая на отверстие для шнурка — возможно, обувь фиксировалась на лодыжке
завязками.
Особое внимание посетителей привлекает бюст святого — это скульптурное изображение было сделано по записям людей, которым являлся Преподобный. И называется скульптура «как бы Прп.Сергий Радонежский выглядел в современной жизни». Это изображение наиболее реально показывает, как в жизни выглядел Преподобный.
Когда Прп.Сергий поселился здесь и к нему начали стекаться ученики, то встали вопросы о строительстве храма и о том, в честь кого его освятить. Преподобный решил строить храм в честь Пресвятой Троицы. В музее можно увидеть замечательную икону Пресвятой Троицы начала XVIII века.
Ниже
представлены иконы, по которым мы можем изучить иконографию, посвящённую самому
Преподобному. Здесь как иконы, связанные с сюжетами из жизни св.Сергия, так и
иконы его учеников и последователей. Например, мы можем обратиться к иконе
«Явление Божией Матери Прп.Сергию и его келейнику Михею». Это чудо произошло,
когда Преподобный совершал келейное правило. Очнувшись от молитвы, прп.старец
сказал прп.Михею, что сейчас будет Явление. И в самом деле, засиял небывалый
свет и явилась Пресвятая Богородица с двумя апостолами, Которая сказала
Преподобному, что теперь слава о нём будет распространяться по всей Святой Руси.
Далее можно заметить несколько икон, посвящённых успению Преподобного, и икону, на которой изображено, как св.Сергий молится о своих усопших родителях — прпп.Кирилле и Марии (их мощи были обретены нетленными и сейчас находятся в Хотьковском женском монастыре, что неподалёку от Лавры).
Когда было решено восстановить ЦАК, многие из этих икон были принесены из самой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, другие были преподнесены музею в дар верующими православными людьми, иные же были собраны духовенством.
Может показаться невероятным, но предметы, созданные руками Преподобного Сергия Радонежского, не только дошли до наших дней, но и бережно хранятся, ибо всё, что связано с именем печальника Земли Русской, свято для русского человека. С именем этого подвижника связана первая победа русского воинства над монгольскими завоевателями, ведь именно он благословил блгв.князя Дмитрия Донского на сражение с иноземными ордами и тем, придав сил, укрепил его ратников. По молитвам святого игумена излечивались недужные. И десятки обителей, украсивших обширные пределы земли Русской, возведены были по его благословению.
Подготовила Ирина РУБЦОВА