![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
ПОЧЕМУ Я ПЕРВЫЙ ИЗ ГРЕШНИКОВ?
Каждый
раз перед Святым Причащением, когда священник выносит Чашу, мы вместе с ним
произносим молитву, где есть и такие слова, обращённые к Господу: «…пришедый
в мир грешныя спасти, от них же первый семь аз». То есть каждый из нас
называет себя первым (стало быть, худшим) из грешников. Это, безусловно,
проникновенно и благочестиво. Но совсем не исключено, что не так уж мало людей
думает: мол, хорошо, я готов признать себя худшим из грешников, и это очень
благочестиво и красиво… Но ведь есть убийцы, насильники, воры, да мало ли кто
ещё… Как хорошо, что я к ним не принадлежу! С одной стороны, понятно, что в
последней мысли есть нечто фарисейское. А с другой — почему человеку признавать
себя худшим, если он не убийца и не бандит?.. Что в действительности означают
эти слова? Почему самый грешный — это я? На вопросы отвечает настоятель храма
прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН.
— Может быть, это прозвучит странно для мирского слуха, но переживание греха, переживание своей вины есть переживание любви. Осознать сердцем свою виновность перед Богом и перед человеком — это ведь движение любви. Если мы не любим, то нам совершенно безразлично, оскорбили мы кого-то или нет, для нас не существует его достоинства. Таким образом, если мы переживаем свой грех, то мы выполняем главные заповеди о любви к Богу и ближнему. Вспомним Евангелие, слова Иисуса Христа: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк.12,30—31).
Однако у человека, думающего об этом, возникает, как правило, вопрос: «Но ведь я не могу по-настоящему, в меру Христову, любить ближнего, а мне заповедано любить ещё и врагов!.. Как быть?»
Да, действительно, чаще всего любить «напрямую» не получается. Но ведь можно любить через Бога. Более того, — только через Бога. «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно», — говорит Господь (Мф.19,26).
Вот, допустим, кто-то мне напакостил, совершил подлость по отношению ко мне. И я искренне спрашиваю Христа: «Как же я могу этого человека любить или простить его, ведь он мне такой удар нанёс?!» Но и Христос тебя спрашивает: «А Меня ты любишь?» — «Да, Господи, конечно!» — «Тогда выполни Мою просьбу…» — «Да, Господи, я постараюсь…» — «Полюби этого человека, прошу тебя, ведь Я всех люблю: и тебя, и его… Ради Меня полюби… Ради Христа!» И я отвечаю в конце концов: «Да, хорошо, Господи, я буду стараться…»
Когда мы так строим наше понимание вещей, то неприязнь умаляется. И это действительно ощутимо.
Когда Христа распинали, он умолял Бога Отца о тех, кто совершал казнь: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23,34). Разве мы не должны подражать Христу? Злоба человеческая оказалась безмерно меньше Его любви.
Чем человек ближе подходит к праведности, тем яснее обнаруживает, насколько он далёк от того, чтобы любить так, как любит Христос, и одновременно с этим ему начинает открываться бездна собственного греха. А в каждом человеке это, действительно, бездна! Просто пока человек духовно слеп, он этой бездны не видит. Святые видели, и проливали обильные слёзы, и не переставали каяться. Меру нашему греху, как и меру воздаяния за него, знает один Бог. И поскольку речь идёт о том, что в каждом из нас есть тёмная бездна греховности, то каждый из нас может надеяться только на то, что Господь смилуется, простит и спасёт. И каждый, стоя как бы на самом краю пропасти, может, ничуть не сомневаясь и не преуменьшая, повторить слова святого апостола Павла, которые и вошли в молитву: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим.1,15).
Кстати, сам апостол Павел сравнивал себя с извергом — такой меры было его покаяние. И обращение в христианство, и апостольство своё он относил только к благодати Божией: «[Господь] явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15,8—10).
Молитву, о которой мы сегодня говорим, произносят с амвона только в Русской Церкви. Во всяком случае, у греков я этого не наблюдал. Эта молитва, собственно, предназначена для священства, когда оно причащается в алтаре.
И хотя здесь присутствуют и богослужебные тонкости, но, наверное, есть глубокий смысл в том, что пастырь в нашей Церкви произносит эту молитву с амвона. И все верные повторяют за ним слова, открывающие главную истину:
Верую, Господи, и исповедую…
Записал Олег КАЗАКОВ
От редакции: Второго октября настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН отпраздновал День Ангела. А ещё в этом году на радостный праздник Покрова Пресвятой Богородицы исполняется 30 лет, как отец Игорь был назначен настоятелем Серафимовского храма в пос. Песочный. От всей души поздравляем дорогого батюшку с тезоименитством, желаем крепости телесной и духовной, долгих лет жизни и помощи Божией во всех его трудах на благо России и Русской Православной Церкви.