Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СВИДЕТЕЛИ ЛЮБВИ

30 июля 2021 года окончила свой земной путь Валентина Ивановна Матвеева — филолог-русист, режиссёр, проповедник христианской веры. Сегодня мы печатаем отрывки из её книги «Апостол любви», которые раскрывают Валентину Ивановну не просто как православного режиссёра, но как истинно верующего русского человека.

Много лет назад со мной произошёл случай. После литургии в притворе храма ко мне подошёл священник — недавно рукоположенный, в прошлом физик — и сказал, что мне надо прекратить снимать кино. «Не дело православного человека в кино работать, не то искусство», — сказал он. Я растерянно молчала… И тут от стены отделился и шагнул к нам совсем молодой священник: «Это вы Валентину Ивановну уговариваете из кино уйти? А знаете, она как-то показывала свои фильмы в Университете. Я на журналистике учился, а после её фильмов ушёл из Университета, поступил в Духовную семинарию и стал священником». Они начали спорить, и я тихонько отошла от них. Я думала, как же мне поступить? Уйти из кино или найти достойное оправдание тому, что я делаю? Прежде летописцы свидетельствовали о жизни Церкви. Сегодня мы, режиссёры православных документальных фильмов, становимся свидетелями происходящего в Церкви. Может быть, наши видеодокументы когда-нибудь лягут в основу жития нынешних святых.

СТАРЕЦ СОФРОНИЙ

Я ничего не знала о старце Софронии, когда собиралась в первый раз в Англию. Подруги говорили: «Счастливая, увидишь владыку Антония! А если повезёт, и отца Софрония»…

О встрече с о.Софронием договорились на понедельник, но в понедельник транспортники Англии объявили забастовку. Лондонское метро закрыто, автобусы не ходят —
значит, все пересели на машины, всюду пробки. Что делать? Как добраться до Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в Эссексе? Отказаться от встречи?

…Я пошла к телефону. Отец Софроний отозвался сразу, словно ждал звонка. Я объяснила про забастовку. Он просил приехать, говорил, что ждёт. «Мы уже и обед приготовили для вас», — произнёс он ласково. Я чуть не заревела… Отцу Софронию 92 года. Мы решили ехать.

То, что произошло потом, я до сих пор не могу объяснить. Мы встроились в плотное стадо автомобилей и рванули с места. Не снижая скорости, мы выехали из города и так долетели до монастыря… По дорожке шли двое: один, седой, опирался на две палочки, другой, молодой, поддерживал его. Они удалялись от нас… И тут молодой монах обернулся, увидел нас и отчётливо произнёс: «Батюшка, русские здесь!»

Нас пригласили в трапезную. Еда была странная — острые приправы, незнакомые травы. Большинство монахов были греки. Отец Софроний ел отварную вермишель без масла и приправ. После трапезы старец пригласил меня в свою келью.

— Вы хоть поняли, что с вами случилось чудо? — спросил он. — Вы первый человек из России, который доехал до монастыря. Русские приезжали из Парижа, эмигранты, но из России — никто. Пробовали, но обязательно что-нибудь случалось: автобусы ломались, машины переворачивались.

Мы говорили три часа. Оказалось, он был художником, юность прошла в Париже. Но главный его рассказ — о своём монашестве, об Афоне, где он долгие годы провёл рядом со старцем Силуаном, был его келейником, написал о нём книгу. Потом заговорили о России.

— Знаете ли вы, что на грани двух веков профессору Петербургского университета признаться в том, что он верующий, было равносильно самоубийству?

Я этого не знала.

— Революция началась не в 17-м году, а раньше, гораздо раньше, — продолжал отец Софроний.

Я полувопросительно сказала:

— Середина XIX века, тургеневский Базаров с его утверждением «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?

— Ещё раньше, — возразил старец.

Мы поспорили о декабристах, вспомнили «Бесов» Достоевского… Главное, что мне запомнилось, — это его поразительные слова о России:

— Россия — становой хребет мира. Если погибнет Россия, погибнет весь мир!

Напомню, эта встреча состоялась в 1989 году.

КРЕПОСТЬ НЕОДОЛИМАЯ

В том же году я начала снимать новый фильм. Герой фильма — Валерий Рыбин. Он был сотрудником музея Кирилло-Белозерского монастыря. Темой фильма была история монастыря, но она расширялась и углублялась, и в конце концов фильм получился о России и о народе русском. Этому способствовали и бесконечные просторы, снятые оператором Александром Рачковым, и вода, омывающая стены монастыря-крепости, и наполовину затопленный, но не разрушившийся храм, стоящий посреди рукотворного водохранилища. Помню, мы сняли круговую панораму вокруг этого потрясающего памятника. Памятника чему?

А водохранилище затопило не только храм. В воде стоял мёртвый лес. За кадром в это время звучал голос Рыбина: «Мир, отчуждённый от Бога, саморазрушается. Гибнет духовный храм в человеке, омертвляется и вода — первооснова природы». Мы долго, медленно снимали лица людей, стоявших с зажжёнными свечами в ожидании выноса чудотворной иконы. А Рыбин продолжал: «Как бы ни менялся, ни разрушался мир вокруг нас, но всегда было, есть и будет духовное ядро из глубоко верных православных людей, то ядро, благодаря которому стоит до сего дня наш мир».

Кто бывал на Русском Севере, тот знает красоту его природы. Мы снимали её днём, снимали закаты, снимали восходы. Ночью мы пустили по воде зажжённые свечи. Их было много, но ни одна не погасла. Вода медленно уносила их к стенам монастыря. Он вставал из воды, как неприступная крепость.

А голос Рыбина продолжал звучать за кадром: «Как Христос один пострадал за весь мир человеческий, принёс Себя в искупительную жертву за грехи всех человеков от начала и до конца мира, живших и живущих, так и Россия и русский народ — это особая страна, которая несёт сугубое бремя, сугубые скорби, искупительные скорби за грехи всего мира и всех народов».

Мы назвали фильм «Крепость неодолимая».

ЦЕЛЬ МОИХ ФИЛЬМОВ — СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О ЛЮБВИ

Мы, документалисты, должны делать такие фильмы, которые доходят до самых глубин человеческого сердца, пробуждают совесть, сострадание, любовь, дают людям надежду.

Вспоминая всё, что случалось на съёмках фильмов, я убеждалась в своей правоте.

В Новгороде Софийский собор на много лет стал музеем. Потом его вернули Церкви. Жарким летним днём 1991 года Патриарх Алексий II совершал таинство освящения Собора. И именно в это время, в момент освящения, на безоблачном небе появилась радуга. Она, словно чудесный покров, спустилась с небес и накрыла собор. Люди, стоявшие вокруг собора, заволновались, показывали руками на радугу. Там было телевидение и ещё несколько операторов разных студий. Но только один человек снял радугу — режиссёр Наталия Уложенко, моя коллега, а потом сделала хороший фильм, куда включила и этот эпизод. Она человек верующий и поняла смысл происходящего.

В августе 2003 года в Лондоне во время похорон митрополита Сурожского Антония, в тот самый миг, когда гроб с телом владыки опускали в землю, на чистом небе явился крест — словно вырезанный по линеечке из двух пересёкшихся облаков: одно длиннее, другое короче. Я успела снять его.

В канун причисления Царственных Страстотерпцев к лику святых из Америки привезли икону Николая II. Её во­зили по стране, она обильно мироточила. Даже стекло на ней было покрыто миром. Икону привезли в Петербург на один из заводов. На территории завода был храм, но народу собралось так много, что встречать икону решили в заводском клубе.

На сцену вынесли аналой и на него возложили икону. Я сняла её и повернула камеру в зал, чтобы снять лица людей. В объектив попала пожилая женщина, её сотрясали рыдания. Я выглянула из­за камеры, чтобы получше её разглядеть. Женщина держала в поднятой руке открытку с изображением иконы Николая II. Такие бумажные иконки раздавали у входа всем пришедшим. Женщина держала её как­то так, словно хотела привлечь внимание к ней. Я вновь приникла к объективу, укрупнила иконку. В трёх местах на ней выступили капельки мира. Они медленно набухали, переливаясь на свету.

Потом я не раз показывала эти кадры друзьям. И все сходились в одном: видеокамера запечатлела чудо.

Но наши фильмы свидетельствуют не только о чудесах. В них рассказывается о людях Церкви, о замечательных пастырях, о проявлении любви в нашем, подчас жестоком, мире.

Весь смысл нашего творчества — свидетельствовать о любви.

(Печатается с сокр.)

предыдущая    следующая