Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

И ОЖИЛО ЦАРСТВО РУССКОЕ: ПЕРВЫЙ ИЗ ДОМА РОМАНОВЫХ

К 410­летию венчания на царство Михаила Фёдоровича

410 лет назад, 21 июля (по старому стилю — 11 июля) 1613 года, произошло одно из важнейших событий в истории Российского государства — венчание на царство Михаила Фёдоровича Романова, ознаменовавшее основание новой династии, правившей Россией в течение 304 лет.

Венчание на царство Михаила Фёдоровича проходило в Успенском соборе Московского Кремля в воскресный день, накануне 17-го дня рождения юного государя. Ранним утром толпы празднично одетых людей самых разных сословий стали заполнять улицы и площади Кремля, чтобы стать свидетелями торжественного события. Тех, кто был допущен в Успенский собор, окольничие просили стоять «с молчанием, кротостью и вниманием».

Собор был устлан коврами и бархатами, перед алтарём было устроено «великое место» — площадка, обитая красным сукном, куда вели 12 ступеней. С неё Михаил Фёдорович произнёс речь. В отличие от предшественников, Михаил Романов не просто объявлял о своей воле венчаться на царство. Он подробно обосновывал законность своего намерения: «Волею Божией царь Феодор Иоаннович преставился и бесчаден оставил земное Царство. Избранные цари Борис Феодорович скончался, а Василий отрёкся от царства…» — и подчеркивал, что его избрание «в Цари» — это решение жителей «всенародного множества городов всего великого Российского царства».

Митрополит Ефрем, совершавший обряд царского венчания, в своей ответной речи также обосновывал права новой династии на престол и благословлял на царство первого из династии Романовых: «Да процветёт нам от вашего царского, прекрасно цветущего корня прекрасная ветвь в надежду и в наследие всем великим государствам Российского царства!».

Венчание Михаила Фёдоровича Романова началось с возложения на него митрополитом регалий: животворящего креста, барм, царского венца — шапки Мономаха, вручения скипетра и державы. Во время литургии на царя была возложена золотая цепь, а затем совершено миропомазание. После причащения царя осыпали «золотыми деньгами и серебряными».

В тот же день в Грановитой палате Московского Кремля состоялся пир, на котором по желанию царя приказано было всем «быть без мест», то есть приглашённые должны были садиться произвольно, а не в соответствии с иерархией, установившейся при царском дворе по традиции так называемого «местничества», когда преимущество места зависело от древности и знатности рода.

На другой день, 22 июля, праздновались царские именины. Молодому государю исполнялось 17 лет. Как пишет С.Рождественский в книге «Воцарение Михаила Феодоровича Романова и его венчание на царство» (1913), «ради своего дня Ангела Михаил Фёдорович пожаловал Кузьме Минину сан думного дворянина и подарил дом в Н.Новгороде и вотчину село Богородицкое» за то, что «он с боярами, воеводами и ратными людьми пришёл под Москву и Московское государство очистил». Не была забыта и семья Ивана Сусанина: мужу единственной дочери Сусанина «за службу и за кровь тестя его» была пожалована половина деревни с освобождением его и его потомства от всяких податей «на вечные времена». Днём раньше в боярское достоинство был возведен Дмитрий Пожарский. «Так милостями спасителям Отечества началось новое царствование, а с ним началось и правление новой династии Романовых!» — пишет Рождественский.

Некоторые историки считают, что венчание Михаила Фёдоровича на царство было более важным событием, чем его официальное избрание, которое произошло 3 марта (по старому стилю — 21 февраля) 1613 года. Помазанник Божий —  это уже не просто избранный государь. Его нельзя оклеветать, оттеснить, переизбрать. Страна стала «не безгосударна», а обрела самодержца, законного царя. «Сам Бог предызбрал и помазал Михаила на царство», — говорил народ. С воцарением Михаила Фёдоровича Романова окончилась и «великая смута» в Русском государстве. Точка опоры для русских людей была найдена…. Да будет же бессмертная слава первому представителю царственного дома Романовых! Он принял на себя «великое дело» царского правления в такие тяжелые для Русского государства минуты — бремя, выше меры возлагаемое», — писал Алексей Бельковский в книге «Избрание на царство первого царя из дома Романовых Михаила Фёдоровича» (1913).

Бремя было действительно нелёгкое. Как рассказывается в историческом очерке Николая Королькова «События Смутного времени на Руси» (1912), «беда следовала за бедой, одна другой злее. <…> Разрывалась на части, опустошалась Русская земля. Казалось, близок был конец Московскому государству, оставшемуся без государя». Надо было собирать воедино истерзанную страну, и первым шагом на этом пути стало изгнание в 1612 году поляков из Москвы народным ополчением под предводительством нижегородского купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.

Второй по сложности задачей оказалось избрание нового русского царя. В январе 1613 года в Москве открылся Земский собор, который «заседал долго и неспокойно». Только 3 марта (21 февраля) «советом всей земли» «после тщательного обдумывания и размышления, после трёхдневного всеобщего поста и усерднейшего Богу молебствия: слишком великое дело свершалось! <…> царь был избран единогласно». Им должен был стать боярин Михаил Фёдорович Романов. Собор постановил отправить к нему и к матери его, инокине Марфе, которые тогда жили в Ипатьевском монастыре, «посольство для умоления вновь избранного царя принять престол. <…>Михаил, услышав моление», «отрицашеся со многими слезами и рыданием и гневом»; мать, плача, также отказывалась благословить сына. …Только через 6 часов инокиня Марфа «царское своё сердце на милость преложи» и сказала, что «ради многих молений всего православнаго христианства она даёт сына своего, света очей своих, на царство. Согласие матери понудило и Михаила дать своё согласие», — говорил профессор Евгений Трифильев в своей речи «Избрание Михаила Феодоровича Романова на царство» (1913).

«Страшно было шестнадцатилетнему юноше взять на свою совесть и ответ перед Богом опозоренную родную землю и измученный русский народ» — так говорится о состоянии будущего правителя в издании 1871 года «Русские государи. Царь Михаил Феодорович», электронная копия которого хранится в фонде Президентской библиотеки. «Отказаться от венца — значит оставить царство Русское на погром и расхищение врагам; взять на себя заботы царя — значит спасти родную Русь от беды, горя и напастей. И порешил боярин — взять на себя царское звание». У русского государства появился царь, который не только успешно правил страной 32 года, но и положил начало новой династии.

«Венчанием царя Михаила Фёдоровича Романова на царство завершилось незабвенное историческое событие — воцарение на Руси династии Романовых. Густая тьма, висевшая над Русской землёй после смерти последнего царя из Дома Рюрика, исчезла: вновь появилось солнце. Разорённое долголетней смутой и почти прекратившее своё существование Русское государство ожило, как оживает весною природа после суровой зимы», — пишет Владимир Голубев в книге «Трёхсотлетие великого воспоминания» (1913).

«Земский собор 1613 года. Воцарение новой династии». Коллекция Президентской библиотеки

предыдущая    следующая