Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О БЛАГОМ И ЗЛОМ ПРОИЗВОЛЕНИИ

Прп.Максим Исповедник в своей книге «Главы о любви. Вторая сотница» пишет: «Есть три [начала], побуждающие нас к добру: естественные семена, святые Силы и благое произволение. Естественные семена — когда, например, мы желаем, чтобы люди обходились с нами так, как и мы обходимся с ними; или когда, видя кого-либо в стесненных обстоятельствах и нужде, естественным образом сострадаем ему. Святые Силы — когда, например, по­двигаясь на благое дело, мы обретаем благое содействие [их] и успешно совершаем это дело. А благое произволение — когда, различая добро от зла, мы избираем добро.

Также есть три [начала], побуждающие нас ко злу: страсти, бесы и злое произволение. Страсти, когда мы желаем [какую-либо] вещь вопреки разуму: например, пищу — не вовремя и без нужды, женщину — не имея целью чадородие или не являющуюся законной женой. Также когда гневаемся и печалимся несправедливо; например, на не почтившего или наказавшего нас. Бесы, улучив момент нашего нерадения, внезапно и стремительно нападают на нас, со всей силой приводя в движение названные страсти и подобные им. А злое произволение, когда мы, ведая добро, избираем зло».

Человеческая природа, конечно, сильно повреждена грехом, но не окончательно, потому что мы не стали бесами. Древний апологет Церкви Тертуллиан говорил, что душа человека по природе христианка, т.е. не может быть утешена ничем, кроме общения с Богом. Совесть — это и есть то естественное семя нашей души, которое толкает нас к правде. У христианина это естественное семя очищается благодатью, и совесть становится особенно чуткой. Наоборот, страсти — это болезнь и извращение нашей природы, и тот, кто живёт страстями, тот заглушает свою совесть и совершает зло.

Мы верим, что ангельские силы, и прежде всего наш ангел-хранитель, помогают нам в нашей христианской жизни, — это засвидетельствовано в Предании Церкви, но это есть только помощь, не насилующая нашу волю. Впрочем, так же не может заставить нас делать зло и противная сила — бесовская, если мы с ней не согласны, а она тоже реальна, и много зла делается на земле при её помощи. И наконец, что такое произволение? Это состояние нашей воли, её направленность. Мы знаем, что наша воля должна максимально совпадать с волей Божией, об этом мы постоянно молимся, и если мы христиане, то сознательно желаем. Нежелание жить по воле Божией ведёт к вечной погибели, через разобщённость с Богом. Христианин же согрешает из-за слабости своей воли, ослабленной эгоизмом. Укрепляется же воля благодатью, через обращение к Богу и молитвой, а также терпением.

Поучение прп.Максима Исповедника адресовано нам с вами — людям, живущим в миру, поскольку сам он был монахом. Значит, надо понимать, что в Византии в то время вера была так сильна, что простые миряне стремились к такой же добродетельной жизни, как и монахи. Так, впрочем, было и на Святой Руси. Будем стремиться к этому и мы.

Протоиерей Михаил ВОЛЫНИН, «Церковь в Песочном»

предыдущая    следующая