![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
Если
говорить о прп.Моисее Оптинском (память 29 июня) в двух словах, только
самое главное, то нужно сказать вот что: «Он создал Оптину пустынь». То есть,
конечно, монастырь с таким названием существовал и до преподобного Моисея, но
та самая Оптина — светильник всемирного Православия, вершина русского
старчества, обитель великих святых — это его рук дело.
Найти житие прп.Моисея сейчас легко, и поэтому мы не станем пересказывать все перипетии его многотрудной жизни, вспомним только несколько случаев, происшедших с ним, и несколько его высказываний.
Во-первых, вспомним, что монашеский свой подвиг преподобный начинал в Саровском монастыре в те годы, когда св.Серафим Саровский был ещё жив. И хотя нигде не сказано, что великий старец и юный инок много общались друг с другом, всё же ясно, что в основании Оптиной лежит именно Серафимова молитва.
Вспоминая свою молодость, прп. Моисей рассказывал:
— Однажды во время трапезы блеснуло у меня в уме разумение относительно сожительствующих со мною братий: чтобы их погрешности, видимые мною и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться, как за собственные свои, дабы не судить их строго и гневом отнюдь не воспламеняться. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои.
Далее: уже в Оптиной, когда он был настоятелем и старцем монастыря, был у него в братии некий отец Вассиан, который по простоте душевной любил поучать преподобного: выговаривал ему за «ошибки» и советовал, как лучше управлять обителью. Подумайте сами: много ли начальников потерпят такое «наставничество» от своих подчинённых? А отец Моисей терпел благодушно, да ещё и хвалил своего «учителя», и после каждой беседы наделял его каким-нибудь угощением — чаще всего связкой баранок:
— Ну, отец Вассиан, спаси тебя Господи, что потрудился посетить меня грешного, вот тебе за это и гостинец!
Было и такое: при о.Моисее в монастырской гостинице не было твёрдой платы за проживание, только кружка для пожертвований имелась: кто сколько хочет, тот столько и платит. Одного постояльца — богатого купца — это очень встревожило: а что, как никто платить не захочет? Прп.Моисей ответил ему:
— Девяносто девять не заплатят — Бог пошлет сотого, который за всех заплатит!
Ещё отец Моисей любил помогать бедным, — но как он помогал? Он старался, чтобы его помощь ничем не напоминала милостыню. Увидит, например, у бедняка какой-нибудь хлам, старую одежду, негодную пищу и говорит:
— Ах, как мне это нужно! Совершенно необходимо! Не продадите ли вы мне эту вещь?
И платит столько, сколько и хороший товар не стоит. Иногда он нанимал на работу бедных детей, — а работа была такая: отпугивать ворон с поля, или ловить кротов, или чтото в этом роде, — но плата детям назначалась такая, что никто бы не пожаловался.
Уже на смертном одре прп.Макарий явил дар прозорливости. Он лежал у себя в келье, больной, едва живой, — и вдруг спросил у келейника:
— Спроси, что это за женщина? Зачем она меня беспокоит?
Келейник, не видя никакой женщины, подумал, что это бред. Но потом оказалось, что на крыльце, за дверями, действительно, долго стояла женщина, которая, получив образок для себя, не хотела удалиться и настоятельно просила, чтобы ей дали образок и для сына. Узнав об этом, келейник взял образок, поднёс его старцу для благословения. Старец благословил его и промолвил: «Вот теперь я спокоен», — и келейник вынес образок дожидавшейся крестьянке. Другому же посетителю, к немалому его удивлению, преподобный сказал, что в воскресенье надеется быть в церкви. Тот возразил: «Как же вы будете служить — такой больной?» Отец Моисей пояснил: «Служить мне нельзя, но в храме быть можно». Слова эти сбылись в точности: в воскресенье гроб почившего о Господе старца был перенесён в церковь.
Из всех его высказываний самое удивительное, на наш взгляд, это:
— Сам-то я хуже всех. Другие, может быть, только думают, что они хуже всех, а я на самом деле дознал, что я хуже всех.
И вот ещё несколько слов святого старца Моисея.
†††
Опыт указал мне такое правило: если кому нужно сделать выговор или замечание, то надо прежде в сердце помолиться за него Богу. Думаешь иногда, что брат тот не примет замечания, но если помолишься за него сперва, то смотришь, сверх ожидания он и замечание выслушает спокойно, и исправление бывает.
†††
Разве есть благородная гордость? Её нет, а есть одна только гордость бесовская.
†††
Богу приятны человеки не в покое и веселии, но в печи смирения, которое оправдывает судьбы Вышнего с благодарением.
†††
Монастыри — не изобретение человеческого ума, но Дух Святой через богодухновенных отцов уставил жительство это для тех, которые позваны будут от Бога, или из любви к Нему, или ради множества грехов своих.
†††
Если нет у тебя духовного руководителя, то может руководствовать своя совесть и разум. В случае же скудости разума может наставиться от Писания. Писания ли здраво не может разуметь, может, по совету святого апостола Иакова, обращаться к Богу и молиться об этом. «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему» (Иак.1,5).
†††
Что снова пришел к вам брат А. и служит к беспокойству всех вас, о том соболезную. Но всё приходит нам по Промыслу, потому и надо обращать всё в пользу. Какая будет выгода воину без брани? Таковой неискусен и немужествен. И монаху без борьбы нельзя стяжать души в терпении и увенчанным быть от Подвигоположника. Не изнемогай духом и не унывай в противностях, но обращайся ко Господу со смиренным молением и веруй, что придёт к тебе помощь.
†††
Господь нам долготерпит, и нам положено на всё смотреть с великодушием.
†††
Нужда научает калачи есть: где выпросишь деньгами, где возьмёшь вещи с обожданием у добрых людей, с возвратом того и другого по времени. А наипаче нужда указывает к высшему и единственному средству молитвы Царёвой прибегать с верой и упованием: «Очи всех на Тебя уповают, Господи, и Ты даешь им пищу благовременно, отверзаешь Ты щедрую руку Твою, и исполняешь всякое животное благоволение».
†††
Должно обо всём благодарить Господа, праведно налагающего на нас труды к терпению, которое для нас выгоднее утешения, возвышающего души.
†††
Весьма неблагодарными показываем мы себя перед Всещедрым Богом, когда, находясь по горло в воде благодати Его, изнемогаем от жажды: беспокоимся, и ропщем, и отчаиваемся, и, будучи почтены от Бога всеми благами, не разумеем того наподобие скотов несмысленных.
†††
Если хотите быть всегда мирными, ни с кем не расставайтесь в неудовольствии, но всячески старайтесь от души простить всех и даже по возможности умиротворить, чтобы разойтись в мирном духе, тогда и сами будете наслаждаться душевным спокойствием.
†††
О П. предсказание, угрожающее страхом больших искушений и скорбей, нельзя принять, ибо многие лживые пророки в последнее время явятся, не из числа ли тех и этот старец, самомнением наполненный? Лучше нам слово Христово вносить в сердце.