Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пятая суббота (1 апреля) Великого поста — празднование Похвалы Пресвятой Богородицы

НАМ ЗАЩИТА — ТВОЙ БЛАГОСТНЫЙ ВЗОР

(Иконография праздника Похвала Пресвятой Богородицы)

Икона «Похвалы Пресвятой Богородицы» — богословский гимн. Это довольно редкий образ. Но это настоящее богословие в красках, «конспект мариологии». Богословски подкованный человек может читать эту икону как богословский трактат.

На сегодняшний день в России самой древней иконой Похвалы Пречистой Богородицы считается икона «Похвала Богоматери с Акафистом». Это хранимый московским Успенским собором образ, который создан греческим иконописцем приблизительно во второй половине XIV века.

В основу иконографии «Похвалы Пресвятой Богородицы» положены слова ветхозаветных пророчеств, по которым Богородица является «Стамной», «Жезлом», «Свещником», «Горою несекомою», «Златою кадильницей», «Лествицей», «Престолом Царевым»…

В центре иконы — Матерь Божия в традиционных одеждах, но с необычным жестом: голова Пречистой наклонена в сторону, и Богородица словно заслоняется от чего-то правой рукой. Это жест кроткого и смиренного смущения.

Иконописный образ очень богат по содержанию и показывает множество древних пророков, которые с почтением окружают Богоматерь. Изображают их часто со свитками в руках, но есть и более живые варианты, когда образ до конца вытесняет из своего пространства «буквы», и у провидцев в руках не свитки, а «предметы» их пророчеств, которыми они поясняют свои о Ней изречения.

Так, св.праотец Иаков изображается с лестницей, которая соединяет землю и Небеса; Моисей — с Неопалимой Купиной; Валаам — со звездой, символизирующей приход Мессии; Гедеон — с руном (прообразом Благовещения); Иезекииль — с вратами (затворённые врата — символ Пречистой Богородицы); Иеремия — со скрижалью; Исаия — с клещами и углём, которые означают очищение; Иессей и Аарон — с процветшими жезлами, символизирующими Богородицу; Давид и Соломон — с уменьшенным Иерусалимским храмом; Аввакум и Даниил — с горами — знаком царства.

Иногда наряду с пророками изображаются гимнографы: св.Иоанн Дамаскин, св.Косма Маюмский и другие. В их поэтических текстах наряду с Акафистом Богоматерь именуется Лествицей Иаковлевой, Руном Орошенным, Купиной Неопалимой, Процветшим Жезлом, Ковчегом Позлащённым и т.д. По периметру иконы располагаются клейма, передающие содержание кондаков и икосов Акафиста.

Иконографы придерживаются канонических требований, но часто вносят в изображение что-то отличное, как правило вкладывая определённое значение. Такие Похвальные иконы Божией Матери отражают местные, исторические моменты, актуальные для времени и места написания.

«Цветник духовный»

предыдущая    следующая