Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
В этом году мы отмечаем 200-летие со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского (1823—1871) — великого русского педагога и родоначальника научного подхода к педагогике в России, замечательного писателя. Соратник К.Д.Ушинского и его ученик Л.Н.Модзалевский ёмко и точно определил место Константина Дмитриевича в истории русской культуры: «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов — наш народный учёный, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор». К.Д.Ушинский отдал много времени составлению книг для чтения и первоначального обучения: «Детский мир» и «Родное слово». За период творчества автор создал несколько десятков сказок и рассказов, большинство из которых поучительны не только для детей, но и для взрослых. Предлагаем вниманию читателей несколько чудесных рассказов Константина Ушинского.
ЧУДНЫЙ ДОМИК
Чудный я знаю домик, и с полным хозяйством. Есть в нём мельничка, есть в нём и кухня, где день и ночь готовится тёплая пища. В этом домике множество ходов и переходов, и проворные маленькие слуги разносят по ним тёплую пищу во все уголки дома. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью не засыпает он ни на минуту, все тук да тук — и гонит проворных слуг во все уголки дома, где только спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух; есть два светлых окошечка со ставеньками: ночью эти ставеньки запираются, днём отпираются. В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки этой не видно, но она-то всем распоряжается и всё оживляет: для неё-то хлопочет эконом, для неё-то работают маленькие слуги, она-то смотрится в светлые окошечки, подымает и опускает ставеньки. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, слуги остановятся в переходах, и во всём домике станет тихо, пусто и холодно, а ставеньки закроют окошки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, — на небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.
ДЕДУШКА
Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
— Что ты делаешь, дитятко? — спросила у него мать.
— Коробочку, — отвечает дитя. — Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.
ВОРОН И СОРОКА
Пёстрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел молча.
— Что же ты молчишь, куманёк, или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю? — спросила наконец сорока.
— Плохо верю, кумушка, — отвечал ворон, — кто так много болтает, как ты, тот, наверно, много врёт!
ДВА ПЛУГА
Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже ещё лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
— От труда, мой милый, — отвечал тот, — а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
ЦИТАТЫ К.Д.УШИНСКОГО:
† «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас…»
† «Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения».
† «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы».
† «Воспитатель не чиновник, а если он чиновник, то он не воспитатель».
† «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ».
† «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
† «Свободный труд нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нём чувства человеческого достоинства».
† «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию».
† «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
† «Пьяному и на светлой улице темно».
† «Жизнь человеческая замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала, и зёрна многих великих идей созрели незримо в радужной оболочке юношеских утопий».
† «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».