Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вопрос — ответ

«ПРИОБРЕТАЙТЕ СЕБЕ ДРУЗЕЙ БОГАТСТВОМ НЕПРАВЕДНЫМ»

Вопрос: — В Евангелии от Луки, в главе 16, есть рассказ о неверном управителе. Но один стих невольно ввергает многих в смущение: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк.16,9). Как это понимать? Хорошо, что управитель оказался неверным и обманывал своего господина?

Протоиерей Олег СТЕНЯЕВ: — Господин, правитель — это Бог, а распорядитель у Него — человек, которому Бог поручил заботу о Земле, которую он, Господь, создал. «Богатство неправедное» — это всё, что мы, люди, имеем в земной жизни, потому что, рождаясь в эту жизнь, человек ничего не оплатил: ни возможность видеть, ни возможность слышать, осязать, обонять и т.д. Всё, что нам даётся прямо от рождения, — это некая данность. В славяно-русской традиции это называется «благодать». А на библейском языке звучит как слово «хесэт». Хесэт — это беспричинная милость, иными словами — когда делается благотворение, которое не предполагает какую-то выгоду благотворителю.

Если мы видим, что у нас в жизни какие-то проблемы и мы опасаемся за своё будущее не только здесь, но и в будущем мире, в Царстве Божием, — мы должны заниматься благотворением из того, что мы получили как неправедное (не заработанное) богатство. Мы должны жертвовать, т.е. перепоручать то, что нам Бог поручил, — другим людям. Зачем это нужно? Чтобы понять, давайте прочтём следующий стих 16-й главы евангелиста Луки: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16,9). Сразу становится очевидно, что речь идёт не о земной жизни, а об обителях вечных. А кто может принять нас в вечные обители, какие друзья, когда мы сами оскудеем (когда будем лишены возможности делать добро), нам бы это припомнили и позаботились бы о нас? Конечно, небожители. Поэтому, когда говорится «приобретайте друзей богатством неправедным», под «друзьями» разумеются ангелы — они поддерживают людей, которые, живя на земле, помогают другим людям. Таким образом, добро всегда возвращается к человеку. Или, как ещё сказано, пущенный по водам хлеб всегда возвращается к человеку.

А ещё под «друзьями» подразумеваются святые угодники Божии, которые и сами занимались благотворением. Вот Святитель Николай Чудотворец занимался благотворением, которое было спасительно для людей. Помните из жития Свт.Николая эпизод, когда некий мужчина, у которого было три дочери, обнищал и, чтобы поправить своё материальное положение, решил продать одну из дочерей на блуд? Хорошо, что, замыслив такое страшное дело, он пошёл и поделился этой мыслью на исповеди со священником. Ему и его дочерям повезло, что священником был сам Св.Николай Угодник. Святой ночью, надев на голову капюшон, чтобы его никто не узнал, подобрался он к дому несчастного отца и в открытое окошко бросил мешочек с золотыми монетами. И этого хватило семье, чтобы целый год существовать безбедно. Через год у них опять возникла такая проблема, и опять под Рождество. И опять хотел этот мужчина другую дочку продать на блуд (первую он уже замуж выдал, денег святителя хватило на все расходы, связанные с замужеством). И вновь Св.Николай помог ему. То же случилось и ещё через год. То есть три года подряд, под Рождество, Свт.Николай жертвовал деньги этому человеку. Но на третий год мужчина решил узнать, кто его тайный благотворитель, и сел в засаду. И когда очередной мешочек с золотом влетел в окно и упал на стол, он догнал жертводавца и узнал наконец, что им был его приходской священник — о.Николай. Тот, кого мы спустя века величаем «правило веры» и «образ кротости».

СКВЕРНОСЛОВИЕ — МОЛИТВА САТАНЕ

Вопрос: — Я усердно прошу Господа избавить меня от греха сквернословия, но всё равно вырывается. Как что-то не так — гнев, раздражение, сквернословие. Почему меня Бог не избавляет?

Протоиерей Димитрий СМИРНОВ († 2020): — Может быть, человеку кажется, что он усердно просит? Вот я одному юноше — у него тоже всё время вырывалось — дал задание: «Как вырвется, ты ставь на бумажке карандашиком галочку. Потом вечером — сколько галочек, столько земных поклонов». И спустя время он сообщил, что всё, больше не ругается. Надо просто внимательно следить за собой.

Вопрос: — Моя семейная жизнь, учитывая больного ребёнка-аутиста, уже лет двенадцать сложная, постоянные скандалы. С женой у нас интересы разные: я верующий, она — нет. Живём с мамой жены, а я хочу своё жильё… Что я должен сделать с христианской точки зрения: смириться и постараться сохранить семью, слушать жену и терпеть её нападки или, поскольку я мужчина и зарабатываю, то в семье должна быть моя воля?

Протоиерей Димитрий СМИРНОВ: — В семье должно быть всё по любви, понимаете? Сильные, по слову апостола Павла, должны немощи слабых носить. А у женщины, конечно, ресурс меньше. Она просто устала и поэтому нервничает. А Ваша задача как мужчины как раз эту ситуацию изменить. Это же ваш корабль, вы его и должны вести. Вы — капитан, а она — помощник, можно сказать, старпом. Конечно, проще всего старпома взять и кинуть рыбам, а потом в ближайшем порту нанять другого. Но это поступок не христианский. Если мужчина женился и завёл детей — он должен нести ответственность. Белинский говорил: «До времени, когда жена станет уже совсем старушкой». А русский народ в таких случаях говорит: «Взялся за гуж — не говори, что не дюж». А по поводу того, что вот жизнь не удалась, то знаете… Вы спрашиваете, должны ли вы? Всё должно быть в ваших руках — и деньги, и планирование бюджета, и забота о сыне, и когда жена устала, носить её на руках на пятый этаж, всё — вы! И налаживать отношения с тёщей надо, это порой бывает трудно, но раз женились, то старайтесь. Другое дело, если жена убежит к другому, тут уж ничего не сделаешь, да и то можно повоевать. Мне кажется, сдаваться незачем. Я понимаю, что вы устали и вам хочется сдаться, но тут я не могу вам дать такую индульгенцию.

ПРАКТИКА МАЛОВЕРИЯ

Вопрос: — Сколько раз в году можно собороваться?

Протоиерей Димитрий СМИРНОВ: — Один раз. А если вдруг человек тяжело заболел, например, раком, или туберкулёзом, или СПИДом, или ему предстоит тяжёлая операция, тогда надо перед операцией или другим хирургическим вмешательством или перед прохождением лечения обязательно пособороваться ещё раз.

Но ведь есть практика соборования каждым постом? И во многих храмах призывают к этому… Это новая практика?

— Это практика маловерия. Получается, человек считает, что если он один раз Великим постом пособоровался, то этого недостаточно? Вот одна женщина говорит: «Я соборуюсь несколько раз в году — каждый раз, когда мне плохо, и после соборования у меня заметное улучшение состояния. Поэтому я, как только чувствую себя похуже, то иду не к врачу, а сразу на соборование».

Это очень неправильно. Потому что соборование, конечно же, не отрицает медицину.

Также за покаяние Господь может остановить болезнь. Открываем книгу пророка Исаии, читаем: «В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь. Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря: «о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. И было слово Господне к Исаии, и сказано: пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет» (Ис.38,1—5).

предыдущая    следующая