Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Слово пастыря

ВСЯ ЖИЗНЬ — КОПИЛКА ДОБРЫХ ДЕЛ

Как тяжело спастись человеку и попасть в Царствие Небесное, и как легко спастись человеку и попасть в Царствие Небесное. Посмотрите, сегодня нам раскрыты тайны суда Божиего. Мы знаем наперёд, где нам «подстелить соломку», чтобы благополучно пройти, а если вдруг упадём, то упадём на мягкое. И об одном мы только думаем: а что же будет дальше, за гранью жизни?

А дальше будет суд. И заплачут дети, и заплачут взрослые, заплачут президенты и иерархи, заплачут все люди, как един человек, как плакал Адам, который согрешил нечестиво, будучи ещё в раю. И что же нам делать? Доколе будем биться в закрытую дверь тёмной комнаты, чтобы попасть в следующую комнату, которая тоже будет тёмной и тоже с закрытой дверью… Так мы можем бесконечно пробиваться к свету, вместо того чтобы просто найти выключатель и включить свет. Ведь в каждой комнате должен быть выключатель. И в каждой душе человеческой есть эта заветная кнопочка «включателя» света Божиего, ибо мы — люди — сотворены по образу и подобию Божиим. Так нажмите на неё, чтобы включить свет в сумрачной темнице, в которой томится душа ваша.

Но как найти «включатель» света Божиего?

Вспомним строки из евангельского чтения о Страшном суде, в которых говорится о «тьме кромешной и скрежете зубов». Если представить себе эту картину, то захочется встать на колени и заплакать: «Неужели это — страшный приговор каждому из нас? Неужели я тоже туда пойду?» — «Пойдёшь, куда ты денешься!» — шепнёт чей-то голос.

Нет. Есть условие, исполнение которого освобождает человека от такого страшного приговора. Можете написать его на листочке большими буквами и повесить на холодильник (место наиболее частого паломничества в каждом доме): «накормить человека (не домашних своих — мужа, родителей, детей, собачку или котика любимого, их мы и так должны кормить), — постороннего человека!» Выйдите на улицу, наверняка найдёте голодного. Подойдите, отдайте то, что вам во время поста есть нельзя, а человеку будет вкусно и сытно. Возьмите шубу, которую уже даже моль есть не хочет, ещё две-три одёжки потеплее и пойдите на улицу, отдайте неимущим. Не надо это в храм нести: мол, вот тебе, Боже, что мне негоже. Отдайте мёрзнущим бездомным людям, они будут рады. Сходите в больницу, прихватив с собой две помидорки, яблочки, соки и что там мы ещё обычно носим своим больным родственникам… И отдайте передачку в приёмном отделении. На вопрос: «Кому?» — ответьте: «Господь знает. Отдайте, пожалуйста, самому тяжёлому больному, которому это есть можно, или же тому, к кому никто из родных не приходит».

Но помните главное: делать это нужно не один раз в год, когда пост и когда у вас хорошее настроение, а как можно чаще, лучше — каждый день. Почему? А потому что неизвестно, все ли мы завтра проснёмся, выпьем чашечку чая или кофе и пойдём на работу или на учёбу, ибо не знаем ни дня, ни часа, когда закончится наше земное существование. Но сказано: в чём (т.е. за каким делом) Господь застанет нас в момент нашей кончины, соответственно этому и судить будет. Поэтому мы всегда должны быть готовы предстать пред Богом с чистой душой, обременённой только добрыми делами, любовью и состраданием к ближнему.

Конечно, наши добрые дела не могут являться предметом торга с Богом: мол, я сейчас тех накормлю, этих одену, а дальше буду почивать на лаврах, поскольку уже заработал себе билетик в Царствие Небесное. Нет! Надо помнить, что сделать-то я сделал доброе дело, но из-под палки ведь, страшась суда Божиего…

А вот пришли вы сегодня в храм, и после службы, когда все разойдутся по домам, вымойте в родном храме пол, хотя бы один раз в жизни! Можете вы это сделать? Можете. Это доброе дело? Доброе. Зачтётся? Зачтётся. Спешите делать добрые дела. Пускай это будет ваша копилка. Ежедневно — накормил, посетил, утешил добрым словом… Даже стакан простой воды, который вы подадите кому-то из жаждущих, — это уже доброе дело в глазах Спасителя. Мы­то часто думаем, что необходимо сделать что-то грандиозное, совершить подвиг… Но поскольку все мы люди грешные, то сделать нам это трудно, вот и обещаем себе и Богу: «когда-нибудь, потом, я начну новую жизнь, я сделаю…» И так мы откладываем совершение подвига всю жизнь, пока не становится слишком поздно, а всего-то надо было совершать ежедневные небольшие добрые дела. Но ты не успел, тебя уже призвал Господь. Что делать? Может быть, дети-внуки будут молиться и делать добрые дела? Но ведь дети берут пример с родителей, а ты подавал им пример ежедневной молитвы и совершения добрых дел? Вот то-то и оно.

Мы сами должны позаботиться о своей душе.

Вот прошла Масленица. Весело провели её, верно? Блинов наелись — до следующей Масленицы хватит. А задумывались ли о том, что Масленица-то была не для вашего живота. Должно было испечь десять блинов, девять раздать и только один взять себе, причём самый неказистый — тот самый, что комом. И так во всём. Если уясним это, если постоянно будем находиться в молитве, в совершении добрых дел, то спасение состоится. На суд после смерти даже не поведут — мимо пройдёшь, сопровождаемый ангелом. И лишь проходя место судилища, глянешь — кто там, что там? Ох, знакомый пьяница, ты его в церкви видел однажды. И ты, исполнившись сострадания, помолишься за этого бедолагу. Вот и ещё одно доброе дело.

Никогда никого не судите, тем более строго, в гневе или обиде. Ибо как вы судите, так и вас потом судить будут, а суд без любви к осуждённому, суд без милости — самый страшный суд.

Избегайте двух крайностей. Не судите себя слишком строго: мол, никчёмный, грешный, ничего хорошего для меня не будет. Так и в грех уныния можно впасть. Но и не судите себя так, что, мол, я такой хороший, почти святой, я уже спасён, мне уже в Царствии Небесном местечко тёплое уготовано. Так можно впасть в грех гордыни и самообольщения. Держитесь золотой середины, а это — доброе дело с покаянием. Храни вас Бог.

Иерей Олег ПАТРИКЕЕВ, настоятель храма вмц.Варвары в пос.Рахья

предыдущая    следующая