Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

«ЦАРИЦЕ МОЯ ПРЕБЛАГАЯ, НАДЕЖДО МОЯ ПРЕСВЯТАЯ»

Сегодня мы поговорим о почитании Пресвятой Богородицы на основании Святого Писания и Святого Предания.

ВОПРОС: Почему Пресвятая Богородица именуется Заступницей, Скоропослушницей, Споручницей погибших, Утоляющей печали, Всех скорбящих радостью, Живоносным источником и проч.?

ОТВЕТ: Эти наименования означают многоразличные благодатные дарования и спасительные благодеяния, оказываемые Ею человеческому роду. Как Иисус Христос за многострадальное искупление называется Агнцем (Ин.1,29), за твёрдость учения и непоколебимость Своей Церкви — краеугольным камнем (1Пет.2,7; Мф.21,44), за дарование человечеству духовного света — Востоком (Лк.1,78), — так и Пресвятую Богородицу Церковь именует многоразличными именами, соответствующими многоразличным благодеяниям Её. Эти наименования отнюдь не означают того, будто православные почитают многих Богородиц с различными именами.

ВОПРОС: Почему Пресвятая Дева именуется Владычицей, Царицей Небесной?

ОТВЕТ: Как Матерь Владыки и Царя Небесного: «Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте» (Пс.44,10).

ВОПРОС: Почему Дева Мария почитается «честнейшею херувимов и славнейшею без сравнения серафимов»?

ОТВЕТ: Потому же, почему мать, родившая и воспитавшая царя, почитается выше всех министров — слуг царских. Достоинство Её так велико, что Она избрана быть Матерью Самого Господа по плоти; между тем как об ангелах Слово Божие говорит, что они суть только служебные духи у Господа (Евр.1,7;13—14).

ВОПРОС: Как говорит Слово Божие о духовном величии Девы Марии?

ОТВЕТ: «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем… что сотворил Мне величие Сильный» (Лк.1,47—49).

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр.12,1).

«Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?» (Песн.6,10).

ВОПРОС: Кто первый дал пример и научил почитать Деву Марию как Матерь Божию?

ОТВЕТ: «И Он (Иисус Христос) пошёл с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк.2,51).

«Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19,26—27).

Примечание: Иисус Христос в течение земной жизни оказывал, без сомнения, всяческое почитание Пресвятой Деве как Матери Своей; и даже в самую предсмертную минуту обнаружил особенную сыновнюю заботливость о Ней, поручил ее попечению Иоанна Богослова, а в лице его научил и всех остальных почитать Пресвятую Богородицу.

ВОПРОС: Откуда видно, что Её почитали уже в первое время, ещё при жизни?

ОТВЕТ: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1,41—43).

«Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк.11,27).

«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1,28).

ВОПРОС: На чём основывается молитвенное прославление Богородицы и обращение к Ней?

ОТВЕТ: «И сказала Мария <…> отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1,46—48).

«…Стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. <…> И возжелает Царь красоты Твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава дщери Царя внутри <…> Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки» (Пс.44,10—14,18).

ВОПРОС: В каком смысле мы обращаемся к Богородице со словами: «Пресвятая Богородице, спаси нас»?

ОТВЕТ: Она спасает христиан не таким способом, как Иисус Христос: крестною смертию, плотию и кровию Своею, — а своими молитвами и ходатайством пред Богом, т.е. Она помогает нам спастись. Ап.Павел пишет Тимофею: «Вникай в себя и в учение; <…> так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4,16). Тимофей, значит, мог спасти своими наставлениями слушавших его. И мы можем содействовать спасению ближнего отклонением его от греха и заблуждения (Иак.5,19—20); прегрешивших можем спасать исправительным наказанием (Иуд.23). Таким образом, мы сами можем разными способами содействовать спасению ближнего; а Пресвятая Богородица содействует всем своими молитвами и ходатайством пред Сыном Своим.

ВОПРОС: Что выражается песнию: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице»?

ОТВЕТ: Этим не отвергается молитвенное ходатайство о нас прочих святых угодников, но, соответственно превосходственному величию Богородицы, выражается превосходство заслуг Её для человечества и превосходство ходатайства Её пред Богом.

ВОПРОС: Не умаляется ли высокое достоинство и почитание Богоматери следующим местом Евангелия: «И отвещал им (Иисус): кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мк.3,33—35)?

ОТВЕТ: Окружавшие Спасителя рассуждали по­земному, плотским умом (Кол.2,18), и потому знали об одной только близости к Спасителю по плотскому родству. Спаситель же имел в виду небесное призвание человека, указал им на существование иной близости к Нему и иного родства с Ним — духовного, основанного на исполнении Его заповедей, каковое родство одно только имеет значение для достижения Царства Божия. Это подобно тому, как Никодиму, знавшему только о плотском рождении, Он открыл духовное рождение, необходимое для достижения Царства Божия. И как тогда, говоря о духовном рождении, Спаситель не отвергал плотского, так и теперь, возводя мысль слушателей к духовному родству с Собою, Он не отверг и не презрел родства плотского, т.е. не презрел родства Своей Матери по плоти, Которая, будучи ближе всех к Нему плотски, вместе с тем была ближе всех и по духу, как сохранившая всё, сказанное и сделанное Им, в сердце своём (Лк.2,19—51).

Практическая симфония для проповедников Слова Божия / сост. прот.Григорий Дьяченко.
Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992

 

ПЛАЧ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

Отмоли меня, отмоли,
Хоть просить Тебя недостоин,
Но под звоны всех колоколен
Погибающего вдали,

Отмоли меня, отмоли!
Помоги дойти до огня,
Очищающего навеки,
Чтоб пред Господом Богом веки
Мне закрыть на закате дня…
Отмоли, отмоли меня!

Монах Варнава (САНИН)

предыдущая    следующая