Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

280 ЛЕТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

1 июля, Синий зал епархиального управления, 11:00. Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия:

«Сегодня праздник всей митрополии, всего нашего многочисленного духовенства, всей нашей паствы во главе с преосвященными владыками — 280 лет Санкт-Петербургской епархии.

Церковная жизнь на невских берегах, конечно, существовала задолго до образования самостоятельной епархии. Эти места освящены удивительными подвигами преподобных Александра Свирского и Арсения Коневского, Мартирия Зеленецкого и Антония Дымского…

Мы не знаем истинных мотивов императора Петра Великого, почему он не создаёт после основания новой столицы церковно-канонического центра во главе с архиереем. Можно предположить, что опасался он возвышения столичного иерарха до уровня фактически патриарха, который мог бы создать серьёзные проблемы в осуществлении избранного государем западного курса развития России. Тем более что реформы только внедрялись и у них было много противников. Наверняка и Северная война, полностью поглотившая внимание Петра, не давала ему возможности сосредоточиться на этом вопросе.

Отсутствие правящего архиерея как наставника духовенства и мирян, особенно в политическом центре страны, не могло благоприятно сказываться на церковной жизни. Чтобы сиротство не было полным, в новую столицу в порядке череды на год вызывался иногородний архиерей для совершения праздничных богослужений, рукоположений клириков, проповеди.

Если раньше Санкт-Петербург в каноническом отношении подчинялся Новгородской епархии, то после учреждения Святейшего Синода был включён в Синодальную область и контролировался духовным управлением.

В царствование благочестивой императрицы Елизаветы Петровны, которая много доброго сделала для Церкви, ситуация меняется, и в 1742 году учреждается Санкт-Петербургская епархия. В том же году была восстановлена Московская епархия. Указом государыни первым петербургским архипастырем становится епископ Никодим (Сребницкий), ранее назначенный управлять Тобольской епархией, но по болезни туда не поехавший. Новому архиерею усваивается титул «Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский», также он становится членом Святейшего Синода и архимандритом Александро-Невского монастыря. Это именование, как и место в Синоде, сохраняются за петербургскими архиереями до сего дня.

Новая епархия по территории была наименьшей из всех великорусских, совпадая с границами двух провинций — Санкт-Петербургской и Выборгской, включая Кронштадт, Шлиссельбург, Ямбург — нынешний Кингисепп, Копорье, с населением в 123 тысячи человек. Хотя её границы на протяжении истории постоянно менялись.

По состоянию на 1740-1742 годы в епархии было 116 церквей, из них 95 приходских. В самой столице с населением 25 тысяч человек было 45 церквей. В 1864 году в состав епархии были включены Старая и Новая Ладога, Ревель (Таллин), Нарва и Ивангород. Сложно представить, как в те годы правящий архиерей объезжал такие обширные пределы на лошадях и зачастую по бездорожью. К тому же не раз петербургские архиереи управляли одновременно и Новгородской епархией, последний — с 1967 по 1990-е годы.

Рассматривая историю епархии в Синодальный период, мы видим, с одной стороны, прямое вмешательство государства в церковные дела, и с этим ничего нельзя было поделать, с другой — такие положительные моменты, как организация богословского образования, социальной деятельности, миссионерства, духовно-нравственного воспитания воинства. В этом, несомненно, видится действие всеблагого Промысла Божия, когда «возникающее зло обращается к добрым последствиям». Ведь благодаря этому Церковь получила широкие возможности для проповеди. Больших успехов епархия достигла в социальной работе, которая с этого времени стала вестись на системной основе. Начало было положено при Воскресенском храме на Шпалерной улице, а после распространилась на другие приходы. Существенную роль в организации милосердного служения сыграли петербургские архипастыри, в частности митрополиты Григорий (Постников) и Исидор (Никольский). Видным деятелем на этом поприще был митрополит Антоний (Вадковский), посещавший тюрьмы и больницы и благословивший основание Александро-Невского общества трезвости.

Во второй половине XIX века в городе действовали 33 социальные приходские организации, многочисленные братства и трезвеннические общества. Они содержали собственные богадельни, детские приюты, библиотеки, школы и дома трудолюбия. Особо потрудился в этом деле прав.Иоанн Кронштадтский, основавший и поддерживавший десятки упомянутых обществ как в Санкт-Петербурге, так и по всей России.

Справедливо отметить, что и сегодня Санкт-Петербургская епархия является одной из первых в Русской Церкви по организации социальной помощи. У нас успешно работают шесть координационных центров в рамках социального отдела. Ведётся разнонаправленная работа — от помощи бездомным и нуждающимся до противодействия и профилактики наркомании и алкоголизма. В связи с известными событиями приходами епархии в марте собрано на помощь пострадавшим жителям Донбасса и Украины в рамках общецерковного кружечного сбора более 11 млн рублей.

К 1917 году в Санкт-Петербургскую епархию помимо столицы входили Петергоф, Царское Село, Новая Ладога, Ямбург, Шлиссельбург, Луга и Гдов. Она стала самой крупной и значимой в стране. В имперской столице насчитывалось 465 храмов на 2 млн 300 тысяч жителей, а всего в епархии — более 600 храмов и 15 монастырей.

Несмотря на все усилия Церкви общество находилось на низком духовном уровне, в моде было увлечение идеями материализма и революции. По мнению некоторых исследователей, зависимость Русской Церкви стала одним из решающих факторов в ослаблении её авторитета в обществе и последующей революции. В обществе был запрос на свободу от влияния государства на внутренние дела Церкви. Начался слом всей прежней жизни. После октябрьского переворота начинается эпоха непрерывных гонений на Церковь, достигнув пика в 1937-1938 годы. 13 ноября 1917 года петербургская земля обагряется первой мученической кровью: был расстрелян клирик Екатерининского собора Царского Села протоиерей Иоанн Кочуров. Величественные соборы и храмы закрываются и разрушаются, священники и монахи под предлогами контрреволюционной деятельности арестовываются, тысячи расстреливаются, всему церковному народу выносится евангельский вердикт — «повинен смерти». Свидетельство об этих временах — Левашовское мемориальное кладбище.

История показывает, что Церковь может существовать в тяжёлых внешних условиях, но когда дело касается основ веры, компромисс невозможен. Большинство священнослужителей выбрали Христа. Настоятель Троице-Измайловского собора священномученик Михаил Чельцов замечательно сказал: «Приспосабливаться можно, всё приспосабливается: растение, животные и человек. Можно слукавить, где-то смолчать, но настанет трагический момент, когда вы зададите вопрос: что же я сам? Любое нарушение внутренней цельности — начало катастрофы». Духовенство Петрограда принесло плоды крепкой веры и стойкости в испытаниях, вдохновлённое примером архипастырей. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году был убит священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, в августе мы отметим 100-летие его блаженной кончины. Владыка был осуждён и расстрелян вместе с тремя другими участниками процесса. Он сказал, что лично снимет ризу с Казанской иконы Божией Матери в Казанском соборе, лишь бы была польза голодающим. Но организация помощи была лишь предлогом для разгрома Церкви.

Вообще 20—30-е годы XX века — самые неопределённые в истории епархии, когда духовенство и верующие буквально метались, не зная, как поступить в новых условиях. Пойти ли против власти и гарантированно погибнуть или слишком тесно с ней взаимодействовать. Многие избрали царский путь, как святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. Призрачной альтернативой выглядит появившийся в то время обновленческий раскол, который был поддержан и в значительной степени инициирован советской властью для уничтожения Церкви. Петроград—Ленинград несколько лет был центром обновленчества. В 1923 году лишь 8 храмов из 123 были верны канонической Церкви во главе с Патриархом Тихоном. Но в большинстве верующие не приняли обновленцев.

Другой крайностью в отношении к советской власти был «иосифлянский» раскол, связанный с движением «непоминающих» и именем митрополита Иосифа (Петровых), управлявшего Ленинградской епархией в 1926-1927 годах. Вернувшись из заключения, он не согласился со своим переводом в Одессу и политикой заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), заявил об отделении от него. Некоторое время самочинно управлял епархией. В 1937 году был расстрелян.

На 1936 год в городе оставались открытыми 34 храма и 82 зарегистрированных священнослужителя. В 1941-м — 21 храм и 20 клириков. В годы блокады духовенство вместе с прихожанами несло тяготы войны, в оставшихся храмах совершались регулярные богослужения. Епархия, как и вся Русская Церковь, заняла активную патриотическую позицию и участвовала в сборе средств на помощь фронту. В конце 1941 года Николо-Богоявленским и Владимирским соборами было собрано более 1 млн рублей, и около 2 млн собрали верующие на танковую колонну имени св.Димитрия Донского. Усилиями митрополита Алексия (Симанского) было открыто 10 храмов.

В послевоенный период советская власть стала лояльнее относиться к Церкви, чаще положительно отвечая на её запросы об открытии храмов и регистрации священнослужителей. При митрополите Григории (Чукове) было открыто 11 приходов, возродилась Духовная академия. Тяжело пришлось Церкви в хрущёвский период гонений. В Северную столицу по Промыслу Божию тогда был поставлен митрополитом Никодим (Ротов), управлявший Ленинградской епархией с 1963 по 1978 год. Его мудрая позиция, способность к самопожертвованию и известность в мировом христианстве спасли от закрытия многие храмы епархии и Духовную академию. Но это стоило ему здоровья и ранней кончины.

Ситуация кардинально меняется в 1988 году, когда на высоком церковно-государственном уровне в нашей стране отмечалось 1000-летие Крещения Руси. Это время повышенного интереса людей ко всему религиозному. Ярким событием в церковной жизни Ленинграда в годы перестройки стало прославление блж.Ксении Петербургской и св.прав.Иоанна Кронштадтского. Это касается и обретения мощей блгв. великого князя Александра Невского и прп. Серафима Саровского в Казанском соборе, бывшем до 1991 года Музеем истории религии и атеизма. Было возвращено множество храмов и монастырей, открыты десятки приходов. Большим событием стало возрождение в 1997 году Александро-Невской Лавры как действующего монастыря. Этот период оставил после себя опытных пастырей, ревностных тружеников на ниве Христовой.

В 90-е годы Церковь хотя и робко, но начала вести социальную, просветительскую, миссионерскую деятельность, которая ранее была невозможна. Это и время перестройки церковного сознания, понимание того, что служение священника не может ограничиваться одним только храмом. Восстановлены разрушенные в годы гонений храм Рождества Христова на Песках и Екатерининский собор в Царском Селе. Заканчивается воссоздание Скорбященской церкви на проспекте Обуховской Обороны, планируется воссоздание Борисоглебской церкви на Синопской набережной. Знаковыми событиями в церковно-государственных отношениях стало возвращение епархии Смольного и Сампсониевского соборов, лаврской церкви св.Александра Невского в год празднования его 800­летнего юбилея, а также восстановление прерванной в XX веке традиции проведения общегородского крестного хода по Невскому проспекту.

В 2013 году состоялось событие, на годы вперёд определившее вектор церковного развития на Ладожской земле, — выделение из состава Санкт-Петербургской епархии трёх новых епархий: Выборгской, Гатчинской, Тихвинской. Была создана Санкт-Петербургская митрополия как церковно-территориальная единица в соответствии с новым административным делением в РПЦ.
В докладе я упоминал, что территории епархий в Синодальный период были очень большими, и их реальное окормление архипастырями было невозможно. Похожая ситуация сложилась в Русской Церкви к моменту восшествия на первосвятительский престол Святейшего Патриарха Кирилла, когда значительно увеличилось количество приходов и духовенства. Чтобы архиерей имел возможность быть ближе к народу, а епархии имели возможность более пристально заниматься огромной работой, по инициативе Предстоятеля Священный Синод провёл реформу по разукрупнению епархий.

Жизнь в наших областных епархиях сегодня динамично развивается. Для наглядности приведу сводную статистику по всей Санкт-Петербургской митрополии. В её епархиях 14 монастырей, 579 приходов, 1395 священнослужителей.

Надлежащим образом развивается и Санкт-Петербургская епархия. К юбилейной дате она подошла в хорошей форме, украшенная шестью монастырями и 289 приходами, в которых служат 894 священнослужителя. Строятся 20 храмов. Божественная литургия совершается в 423 храмах и молитвенных помещениях. В епархии ведется многосторонняя просветительская деятельность. У нас 208 воскресных школ с несколькими тысячами учащихся, в которых преподают квалифицированные педагоги. Семь православных учреждений создано для дошкольников. Поддерживаются преподаватели Основ православной культуры. Петербургские педагоги не раз становились победителями во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя». На епархиальных курсах святого Иоанна Кронштадтского слушатели получают системное религиозное образование. На достойном уровне ведётся молодёжное церковное служение. На 92 приходах существуют молодёжные сообщества, на 23 — подростковые клубы. Наиболее деятельные приходские сообщества объединены в ассоциацию «Керигма».

Уделяется большое внимание духовному окормлению нашего доблестного воинства. Для успешной координации с армией и флотом создано военное благочиние, где трудятся десятки священников, многие из которых сопровождают свои части в командировки, в том числе и в «горячие точки». В частях и военных учебных заведениях совершаются богослужения и требы, служатся молебны на принятие присяги первокурсников и выпускников духовно напутствуют. В этом году мы заложили капсулу в фундамент строящегося храма Прп.Сергия Радонежского в Военной академии связи.

В этот праздничный день сердечно благодарю всех, кто трудится на благо епархии. Нам выпало большое счастье трудиться в славном городе апостола Петра.

(Печатается с сокр.)

предыдущая    следующая