Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Обыкновенное чудо

ВЕРНУТЬСЯ К СТАРИНЕ, ЧТОБЫ ОБНОВИТЬСЯ

В давнем 1994 году по православным петербуржцам разнеслась весть: «В храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала обновилась икона!» И это было правдой: действительно, большая икона Господа Вседержителя — тёмная, закопчённая, на которой почти ничего нельзя было разобрать, вдруг начала светлеть, проясняться и вскоре засияла красками, почти как новая. Это было чудо. А в наши дни — весной 2022 года — чудо повторилось, но на этот раз оно было рукотворённым. Вот как рассказывает об этом клирик Воскресенского храма прот.Дионисий Бурмистров:

— Со временем краски на обновлённой иконе начали как бы кипеть, вздуваться, подобно волдырям… Наш постоянный прихожанин Григорий Юрьевич Валов обратил на это внимание и предложил нам найти реставраторов-профессионалов, которые помогли бы восстановить почитаемый образ. Григорий Юрьевич обещался и оплатить работу мастеров — он уже помогал нам подновлять храмовые иконы… Настоятель архим.Исидор (Минаев) благословил его, образ Спасителя отдали в реставрационную мастерскую… И вдруг реставраторы говорят: «Под нынешним образом мы нашли другой — более старый, отлично сохранившийся! Надо его открыть!» Не скажу, что мы — и настоятель, и священники — с восторгом приняли это предложение, ведь открыть старый образ — это значит уничтожить новый, к которому мы давно привыкли, который полюбили… Вы только подумайте: не один десяток лет именно у этого образа проводилась исповедь. Когда священник напутствовал кающихся: «…да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Се и икона Его пред вами…» — он всегда указывал именно на эту икону… И вдруг лишиться её!.. Да ведь и неизвестно, что за старый образ нам откроется: а вдруг он будет дурно написанным или даже неканоничным?..

Тем не менее реставраторы сумели убедить нас в своей правоте — и мы решились…

— И каким же предстал новый образ?

— Вы видите: какие яркие краски, какая уверенная рука художника!.. Прежний образ, он был более академичным, в духе XIX или даже начала XX века, а этот написан по канонам старых русских мастеров. Название его «Царь царем», т.е. «Царь над царями», но посмотрите, каким кротким, милостивым изображён Господь!.. Он даже на троне Своём сидит немного боком, словно хочет встать и пойти навстречу молящимся. Прежний образ был не таков: там у Господа и в лике, и в позе было поистине царское величие, а здесь перед нами — кротость и любовь… Образ такой красивый, так хорошо сохранился, что даже непонятно, почему его в своё время решили записать по-новому?

Каноническое письмо, оно обладает особым свойством: приглядишься к образу, помолишься перед ним — и видишь то, чего раньше не замечал. Это уже не просто человеческая фигура, — образ начинает жизнью веять и свидетельствовать о том, что Господь обнищал, снизойдя до плоти человеческой, однако остался Владыкой всего мира. Эта антиномия ясно звучит в том образе, который мы открыли.

— А почему реставраторы не убрали ту надпись, что была на прежнем образе? Весь прежний красочный слой снят, только надпись оставлена, и теперь их две — со старого образа и с нового?

— Так принято делать у реставраторов… Но вы посмотрите, как отличаются старая надпись и новая: изначально икона называлась «Царь царем. Господь Вседержитель», а когда старый образ записали новым, слова «Царь царем» убрали. Почему? Что испугало иконописца? Мы не знаем. Есть предположение, что тут сказалась мода XIXXX веков на цареборчество… Кто знает? В конце концов, идея борьбы с царизмом возникла не в 1917 году…

А можно предположить и иное: ведь тот образ, что написали поверх старого, он не строго соответствовал канону иконы «Царь царем». У него и короны не было — вместо короны митра… Это был скорее «Архиерей»… Но удивительно, что мы всегда называли его именно «Царь царем», хотя надписи такой на иконе не было — она открылась только после реставрации.

— Сейчас уже не вспомнить, откуда этот образ появился в храме?

— Нет. И нигде это не зафиксировано. Ведь в нашем храме не сохранилось ни одной иконы, бывшей здесь до его закрытия. Когда же храм открыли, сюда сразу принесли много образов из разных мест, и в числе первых — эту икону, ещё совсем тёмную, почти неразличимую… В 1994 году она обновилась в первый раз — чудесным образом, а сейчас — во второй, руками реставраторов.

— Я знаю, что прихожане очень любили этот образ в его прежнем виде… А как они отнеслись к тому, как он выглядит теперь?

— С радостью. Когда образ впервые принесли из реставрационной мастерской, мы тут же отслужили перед ним молебен. Это был будний день и время не то, когда проводится служба, но неожиданно собралось очень много народа. Я позвал двух-трёх своих знакомых помочь устанавливать икону, — а пришло человек двадцать! Да и в храме-то было много молящихся… Словом, молебен получился сверх ожидания многолюдным, и все так радовались… Потом мы отслужили молебен ещё раз: на Троицу, после праздничной службы. Вы знаете, как длинна Троицкая служба, — но почти все собравшиеся остались после неё и на молебен перед обновлённой иконой. Икону мы заново не освящали — только обновили: окропили святой водой.

— Как вы её теперь воспринимаете: как совершенно новый образ или как всё тот же, прежний?

— Я считаю её той же самой иконой, с тем же трепетом подхожу к ней, — это ещё раз подчёркивает то, что мы молимся не изображению, и наши ощущения мы должны возводить не к образу, а к Тому, кто на нём изображён. С этого образа Господь всегда звал нас к покаянию здесь, и в этом смысле ничего не меняется. Он учит нас возводить ум не к земным владыкам, а к Небесному Владыке, чтобы все мы — и начальники земные, и ведомые, — помнили, что мы в первую очередь служим Царю и Господу, Который на небе. Всех земных господ мы рассматриваем лишь как слуг Божиих. Если они вдруг посмеют пойти против Господа, против Царя царей, то мы отрицаемся от них, не исполняем их приказы и ждём с молитвою, когда они вернутся к исполнению своих обязанностей. Земная власть — это обязанность делать Христово дело. Это у нас забыли, и в храмах-то не часто об этом проповедуют. А надо повторять: «Получил ты власть? Слушайся Царя царей!» Это не только к начальникам относится, но и к главам семейств, родителям, наставникам.

Этот образ, он теперь более пронзителен. Господь здесь сидит, как на иконах Троицы это изображается: смирен, тих, однако владычествует всем. Мир от него. Всюду мы видим следы этого нашего кроткого Господа, Который не преломляет трости, курящегося льна не угасит, а весь мир держит Своим Промыслом. Без Его воли ничто не происходит, а Он смирен и тих. Вот что меня поражает в этом образе, вот почему я, несмотря на привычку к прежнему его виду, выбираю это изображение и с радостью принимаю то, что произошло.

А вы хотите спросить, не было ли чудес от обновлённого образа? Нет, не заметил пока: всё идёт рабочим порядком. Но чудеса будут, это я вам обещаю. Будут чудеса, которые творятся Господом на всякой исповеди: чудеса раскаяния и прощения, чудеса примирения с Господом. Это для нас самое главное чудо, без него всё напрасно, а с ним всегда есть надежда.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая