Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Сейте разумное, доброе, вечное

ПОЭТ БЕЗ КНИГ — ЧТО ДИВНЫЙ САД БЕЗ ПТИЦ…

У современной детской литературы проблемы совсем не детские, и выживать авторам, пишущим для детей, так же сложно, как и тем, кто пишет для взрослых. Сегодня у нас в гостях председатель секции детской литературы Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России один из самых известных детских писателей нашего времени Николай Николаевич Бутенко.

— Вы, может быть, спросите, есть ли в наши дни детские писатели, не уступающие талантом таким корифеям детской книги, как Маршак, Чуковский, Михалков? Вот что я отвечу: когда я начал всерьёз заниматься детской литературой — не только как писатель, но и как руководитель писательских коллективов, — я обнаружил, что талантливых авторов у нас сейчас великое множество, и иные из них ни в чём не уступают классикам. И в большинстве своём всё это русские люди, а также представители российских национальностей. Дети любят их произведения, пусть даже эти писатели не имеют возможности издаваться большими тиражами и рекламы им никто не делает. Вы хотите, чтобы я назвал их имена? Пожалуйста: Елена Евсеева, Гурия Османова, Ефим Ефимовский, Лаэрт Добровольский, Михаил Яснов, Анна Игнатова, Наталья Хрущёва и Вячеслав Лейкин… Разумеется, я перечислил далеко не всех.

Вы слышали про такой масштабный конкурс — «Разукрасим мир стихами»? На нём дети сами выбирают своего любимого автора и читают его стихи. В конкурсе ежегодно участвуют 1—4­й классы — не менее 100 тыс. человек, а также 4—7­летние детишки — порядка 60 тыс. Это официальные данные! Чьи же стихи звучат там чаще всего? Согласно независимой статистике конкурса «Разукрасим мир стихами», самая читаемая детская поэтесса в нашем городе — Елена Евсеева. Но она почти не издаётся! После неё идут те авторы, имена которых я уже называл.

Итак, хорошие, даже отличные авторы у нас есть, вот только книг их почти невозможно найти: их мало издают, о них почти не говорят, они отодвинуты от всех «кормушек», а заняты эти «кормушки» людьми случайными, к русской литературе никакого отношения не имеющими.

Давайте зайдём в любой из «Буквоедов», что заполнили весь Петербург. Какие современные авторы там представлены? Почти исключительно представители пятой колонны, наподобие госпожи Улицкой. Однажды мы с товарищем поехали на базу «Буквоеда». Работники базы посмотрели наши книги и сказали: «Да, мы, пожалуй, примем их». Спрашиваю: «По какой цене?» Оказывается, цена будет такая, что издание не окупится. «А каким образом они будут реализоваться?» А их засунут на полки, стиснут прочими книгами, так что найти наши книжки, остановить на них взгляд не будет никакой возможности. Зато для западной литературы приготовлены баннеры, рекламные проспекты, отдельные полки и т.д. «Если вам это не нравится, — говорят мне, — приходите к нам в магазин, будете сидеть здесь и рекламировать свои книжки, а потом продавать через кассу — пусть и в убыток себе». Конечно, я от этого отказался. Зато не отказал себе в сомнительном удовольствии посмотреть на полки. Что же я там увидел? Ужас! Руководство для семилетних мальчиков, как завоевать сердце ровесницы… Печально известная книга «Приключения какашки»… Полупорнографические книги Улицкой… Были и такие книги, названия которых не стоит воспроизводить в православной газете.

Побывал я на нескольких конференциях районных библиотек, там присутствовали люди и из разных издательств, и из Центральной детской библиотеки. И вот выходит на трибуну завотделом детской литературы библиотеки им.Пушкина и начинает взахлёб вещать: «Ах, как отлично пишут для детей на Западе! Ах, у нас не умеют так писать! Литература для подростков на Западе уникальная! Читатели берут только эти книги!» В перерыве я посмотрел выставленные в фойе авторские баннеры, и, если исключить замечательных писателей Михаила Яснова и Алексея Шевченко, все остальные авторы мне были неизвестны. А ведь я справедливо считаюсь знатоком современной детской литературы. Особенно удивил меня баннер молодой писательницы Анны Ремез, рассказывающий о её книге «Приключения Пелёныша». Пелёныш — это, как я понял, малыш, которого ещё пеленают, который находится в пелёнках. Ну, не будем сейчас обсуждать этот не слишком удачный неологизм… Но вот читая отрывок из этих самых «Приключений», я сразу споткнулся о такую примерно фразу: «Сладкий Ребёнок сказала Пелёнышу, что…» Вслушайтесь: «ребёнок — сказала»! Звучит как-то не по-русски. Или, может быть, это реверанс европейским борцам за толерантность, которые хотят стереть понятие пола? А само выражение «сладкий ребёнок»? Спросите у психиатров, спросите у полицейских — и они вам расскажут, что означают эти слова на жаргоне определённых людей (опять же, в православной газете об этих людях лучше не говорить…). Вот такой молодой автор удостаивается рекламы на солидном мероприятии, а действительно интересные писатели здесь почти не представлены.

Люди, которые продвигают подобных авторов, держатся своим тесным кругом, на всех ключевых местах у них есть свои люди… Возьмём, к примеру, Международный совет по детской и юношеской литературе, Российское отделение, — они все там сидят! Литературные премии они распределяют между собой. Премия им.Андерсена? Посторонним туда соваться бесполезно. Премия им.Маршака, на которую выделяет деньги наше государство? Её назначают в порядке живой очереди: сначала одному, потом второму, и так пока весь круг не будет охвачен. Остальных к этому кругу они не пропускают. Я очень дружил со Святославом Сахарновым, знаменитым советским детским писателем, и он мне говорил: «Николай, тебе нужно самостоятельно торговать своими книгами — иначе не пробьёшься». А вот Ефим Ефимовский — великолепнейший детский писатель, на голову выше тех, кто входит в «круг избранных». И он говорил: «Мне постоянно вставляли палки в колёса! Не допускали к литературе». А почему они так делают? Потому что боятся, что к читателям выйдет человек действительно талантливый, и всем станет ясно, что они вовсе не «современные классики», а посредственности.

Года полтора назад я зашёл в одно издательство и спросил: «Почему у вас издаётся только западная, только переводная литература?» Мне отвечают: «Нет денег, чтобы издавать русских писателей. Гранты даются только на книги о музеях, о краеведении… Или на западную литературу. К тому же русские книги никто не станет покупать». Я говорю: «Давайте попробуем!». И вот вышла моя книга стихов — толстая, в твёрдом переплёте, под названием «У кого длиннее хвост?», тиражом 1000 экз. Через три месяца я к ним приезжаю — ни одной книжки уже нет! Нарасхват пошла! Они сделали повторный тираж — 3 тыс., и уже половина ушла. Этот эксперимент подтверждает то, что люди хотят читать нашу литературу, что люди просто изголодались по живому русскому слову!

У меня были встречи с главами районов Санкт-Петербурга, с их заместителями по работе с населением, заведующими отделами культуры, отделами образования. И я всегда задавал им один и тот же провокационный вопрос: «Какие известные писатели, художники, композиторы, учёные, заслуженные врачи, заслуженные учителя живут в вашем районе?» И в ответ — тишина! «А кого вы знаете из хозяев банков, генеральных директоров предприятий?» Они вздыхают: «Этих-то мы знаем, ведь за счёт них мы выживаем…» — «А как же культура?..»

За все эти 30 лет я никогда не видел, чтобы на телевидении выступали настоящие писатели, — не та пятая колонна, что сейчас смоталась за рубеж, а настоящие! Единственный доступный для детей телеканал — «Карусель», но ведь там только Запад! Там столько крутят антирусских мультфильмов! Красота советских мультфильмов ушла, детям навязывается совсем иное. И дети уже начинают отвергать наши мультфильмы, в которых и доброта, и прекрасные сюжеты.

Деньги сейчас открывают дорогу любым графоманам. Ко мне на детскую секцию сколько раз приходили подобные люди:

— Я хочу быть членом Союза писателей России. Я уже пять книг издала!

Смотрю: отлично изданные книги с прекрасными иллюстрациями. Читаю и понимаю: такого детям давать нельзя! Это не литература! Тут, ко всему прочему, и грамматических ошибок полно…

Скажешь им своё мнение — они обидятся, хлопнут дверью, уйдут и продолжат издавать свои графоманские сочинения. Но некоторые остаются — и потом начинают неплохо писать!

Однажды ко мне пришла некая девушка:

— Примите в Союз — у меня несколько книг вышло…

Я посмотрел её книги и говорю:

— Если хотите, приходите к нам учиться: у вас есть задатки, но то, что вы пишете, — это пока не литература. Походите на наши заседания, поймёте, как писать, как сюжеты строить…

Этого она не захотела, но пригласила меня выступить на одном из ТВ-каналов. Я согласился, выступил… Потом оказалось, что этим каналом управляют её родственники, и с их помощью она устраивает свои дела: пригласит на телевидение нужного человека — глядишь, тот в благодарность что­то сделает… Таким образом она выбилась в классики детской литературы, так и не научившись писать. Серьёзно: мне показывали составленный где-то список современных классиков — и она была в их числе.

А ведь наша секция детской литературы богата настоящими талантами. У нашей секции крепкая связь с зарубежными детскими писателями — белорусами, украинцами, дагестанцами… С Турцией мы переписываемся, с Германией, с Израилем, с Финляндией… Они нас там печатают, и мы — их… Сколько у нас отличных прозаиков: Лариса Калюжная, Дина Бакулина, Мария Мельникова, Виолетта Минина, Жанна Басманова… Ко мне приходит молодёжь 25—30 лет — с каким великолепным языком! Есть масса авторов, которые в будущем могут стать великолепными писателями. Мы постоянно выступаем в школах — особенно сейчас, после снятия ковидных ограничений…

А ещё скажу вам: я продаю свои книги в городских парках. Елагин, Сосновка, Шуваловский, парк Победы, Дубки и т.д. — больше десятка парков, где меня можно найти с моими книгами. Нет дня, чтобы несколько детей со мной не сфотографировались. Полиция нас поначалу пыталась гонять, но потом отступилась: поняла, что люди нуждаются в наших стихах, что не вырастишь нормальных детей без хорошей книги.

предыдущая    следующая