Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Это интересно знать

КОГДА И ПОЧЕМУ ПОЯВИЛАСЬ ЛЖИЦА

Лжица — небольшая ложка с крестом на конце рукояти, употребляется для преподания Причастия из Чаши (потира) мирянам. Но знаете ли вы, что в Древней Церкви (до V века) лжица ещё не была введена в обращение и миряне причащались несколько иначе? Как это происходило? Об этом нам сегодня расскажет «Настольная книга священнослужителя».

«Епископ или священник преподавал частицы Тела Христова мужчинам в руки, женщинам — в чистые платки, а диакон затем давал всем им приобщаться Крови Христовой прямо из Чаши. При этом рука священнослужителя, преподающая Тело Христово, символически означала клещи, которыми серафим взял уголь с алтаря Небесного и коснулся им уст пророка Исаии, очистив их (Ис.6, 6). Этот уголь пророчески изображал Тело Христово, которое должно было преподаваться и преподаётся теперь в Новозаветной Церкви. Край Чаши, к которому прикасался причастник, означал ребро Спасителя, из коего истекли кровь и вода, когда воин пронзил Его на Кресте. Так что причащающийся Крови Христовой как бы приникал устами к прободенным рёбрам Господа Иисуса Христа. Такой порядок причащения существует и сейчас для священнослужителей при архиерейском богослужении, когда епископ преподаёт служащим с ним священникам и диаконам своей рукой в их руки части Тела Христова, а затем даёт им приобщиться Крови Христовой от Чаши, которую держит в своих руках. Когда служит священник с диаконом, то первый преподаёт второму таким же образом Тело и Кровь Спасителя.

Во время святительского служения Иоанна Златоуста женщина унесла частицу Тела Господня в платке домой и пыталась использовать её для колдовства. Узнав об этом, святой Иоанн Златоуст дал распоряжение по всем церквам причащать мирян посредством ложечки (лжицы), которой извлекаются из чаши частицы Тела Христова, предварительно погружённые в Кровь Его и пропитанные Ею. При этом было введено в обычай тут же запивать Причастие тёплой водой с вином для ясного свидетельства того, что каждый мирянин действительно причастился Святых Таин. Так, казалось бы, случай способствовал появлению в каноне богослужебных предметов лжицы. Однако это был промыслительный случай, благодаря которому причащение мирян приобрело должное символическое соответствие духовным истинам. Древние толкователи обратили внимание на то, что Господь, Сам совершая на Тайной Вечери претворение хлеба и вина в Свои Тело и Кровь, дал Своим ученикам сначала Тело, а затем Кровь Свою из Чаши.

Причащение Святых Таин прочих уверовавших людей началось уже после Воскресения Христа, после страданий Господа на Кресте, где всем людям, миру, было явлено обагрённое Кровью Тело Распятого Спасителя. В соответствии с этим и пришёл теперь по велению святого Иоанна Златоуста весь порядок причащения. Сперва в алтаре, как в сионской горнице, священнослужители, которые в данном случае изображают ближайших ко Христу учеников, апостолов, приобщаются Святых Таин раздельно, как они были преподаны Христом на Тайной Вечери, что вполне соответствует и другим церковным и богослужебным отличиям, выделяющим освящённое духовенство из общей среды верующих. Затем через отверстые царские врата Чаша, в которой частицы Тела Христова уже обагрены Его Кровью, торжественно выносится к мирянам, что в целом знаменует Воскресение Господа Иисуса Христа. Миряне причащаются, таким образом, Тела и Крови, соединённых вместе. Кроме того, причащение мирян посредством лжицы духовно означает, что верующие во Христа соединяются с Богом через посредство Церкви, питающей их духовной пищей.

Так же как дискос, потир и звездица, лжица делается из золота, серебра, олова или из металлических сплавов, не дающих окиси».

Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т.4.

предыдущая    следующая