Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

«ЕСЛИ ДАТЬ ЕМУ КУСОК ЗЕМЛИ, ТО ОН СЕБЕ РОССИЮ СВОИМИ РУКАМИ ОБРАТНО ЗАРАБОТАЕТ»

Продолжаем разговор о роли в истории России личности святого царя-мученика Николая II, начатый в двух предыдущих номерах «Православного Санкт-Петербурга». 19 декабря 2021 года в церковном доме храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове прошли Международные Николаевские чтения, посвящённые дню тезоименитства св.русского царя Николая II.

После того как доктор исторических наук протодиакон Владимир Василик закончил своё выступление («Два государя, два пути» — см. «Православный Санкт-Петербург», 2020, № 2), поднялась волна протестующих голосов: участники конференции поблагодарили о.Владимира за доклад, но заявили, что не согласны с его личной позицией в отношении царя-мученика Николая II и его оценкой роли императора в истории России. Чтобы восстановить мирный дух, протоиерей Вадим Буренин напомнил: «Отец Владимир является профессором нашего университета Санкт-Петербургского, является профессором Духовной школы Сретенской, является человеком, который много работает в архивах. Поэтому те исторические данные, которые были им озвучены, были озвучены в точном соответствии с нашей историей. А вот что касается различных взглядов на те или иные исторические события, тут могут быть различные варианты». Участники конференции заявили, что они не согласны с акцентами, расставленными диаконом Владимиром, которые касались роли именно св.царя Николая. Потому что были искажения — в других источниках прослеживается другая линия.

Одно из возражений касалось окружения царя Николая: мол, сам-то государь вместе с супругой жил в отдалении от двора. И экономически Россия в его правление расцвела.

Ответ о.Владимира: — Безусловно, по своему нравственному уровню, по отношению к жизненным ценностям святой император Николай стоял на голову выше всей той растленной среды, которая вытворяла много чего, при дамах я даже и рассказывать этого не буду. Но всё-таки он воспитывался в этой среде, это был его круг, это были его кузены, это были его братья — родные и двоюродные, это были его товарищи по воспитанию. Он, конечно, пытался из этого окружения временами вырываться в народ, но в ответ происходила обструкция. В конце концов факт остаётся фактом: по своему рождению император Николай принадлежал к высшей знати империи. Конечно, он был менее, чем кто-либо, затронут её родовыми пороками, однако оставался один. Именно его одиночество и в то же время то ли невозможность, то ли неспособность, то ли нежелание создать для себя новое окружение и выявляют его подлинную трагедию.

Теперь что касается того, что происходило в начале XX века. Безусловно, надлежит отдать должное трудам последнего царя: делалось многое, — но делалось недостаточно. Всего лишь одна цифра: во время Первой мировой войны процент неграмотности среди немецких призывников был 1,5%, среди французских призывников — 2,5%, у нас это было 63%.

Виктор Правдюк, историк, режиссёр документальных фильмов: — Это данные, которые были напечатаны в советское время? Назовите источники.

Отец Владимир: — В данном случае источники объективны. Это историк Александр Николаевич Боханов — «Сумерки монархии».

Теперь что касается развития страны. Страна, конечно, развивалась поступательно. И тем не менее ресурсов на Первую мировую не хватило. Неужели для вас это открытие? В начале 1917 года Министерство путей сообщения говорит, что «угля нет… целесообразно нам заняться вопросом об изучении возможности доставки материалов по рекам». Да, конечно, под конец это всё (Первая мировая) выглядело поединком между доходягами. Но, к сожалению, первыми свалились мы. Причём свалились не только из-за заговора, действительно подлейшего и мерзейшего, частично организованного нашими западными «друзьями». Но и по внутренним причинам: мы оказались недостаточно сильны, чтобы этот заговор подавить.

И наконец, те реформы, которые происходили в России во времена царствования Николая II, имели догоняющий характер, что называется, под нажимом. Спасибо за внимание.

† † †

Факты времён правления царственного страстотерпца Николая II, которые ошеломляют и наполняют душу чувством гордости и любви к ушедшей эпохе, к утраченной России:

— за 20 лет правления Николая II население России увеличилось на 62 млн человек. Цены на всё были одними из самых низких в мире, наряду с налогами;

— количество студентов (за эти 20 лет) удвоилось, количество школьников выросло с 3 млн до 6 млн. К 1913 году в Российской империи было 130 000 школ. Перед революцией проведён закон о полной бесплатности образования, причём не только обучения, но и жизни во время обучения;

— в 1898 г. вводится бесплатная медицинская помощь. Для того чтобы её получить, достаточно было быть подданным Империи;

— сырую нефть вывозить за границу было нельзя, а вырученные средства шли на развитие отечественной промышленности;

— при Николае II Россия — крупнейший в мире экспортёр зерновых культур, льна, яиц, молока, масла, мяса, сахара и пр. Урожаи зерновых на 1/3 больше урожаев Аргентины, США и Канады, вместе взятых;

— объём золотого запаса — крупнейший в мире; русский золотой рубль — самая твёрдая валюта в мире;

— русский военно-воздушный флот, зародившийся в 1910 г., имел уже 263 самолёта и являлся самым большим авиационным флотом в мире. К осени 1917 г. количество самолётов возросло до 700. У нас лучшие в мире эсминцы и одни из лучших в мире линкоры, лучшие в мире мины;

— невиданный расцвет русской культуры: живописи, литературы, музыки, архитектуры. Известный французский литературный критик Поль Валери назвал русскую культуру начала XX века «одним из чудес света».

Несколько фактов, являющихся личностной характеристикой Царя:

— Николай II лично проверил систему снаряжения пехоты при марше в 40 вёрст!

— в Тобольске, в заключении, Государь колол дрова, чистил снег, ухаживал за садом. Солдат из крестьян, наблюдая это, сказал: «Да если бы дать ему кусок земли, он бы себе Россию своими руками обратно заработал!»

— когда временщики готовили обвинение Царя в измене, кто-то предложил опубликовать личную переписку Николая Александровича и Государыни, на что получил ответ: «Нельзя. Тогда народ признает их святыми!»

В следующем номере «Православного Санкт-Петербурга» мы опубликуем доклад (как ответ диакону Владимиру Василику) Виктора Правдюка — историка, публициста, режиссёра.

Подготовила Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая