Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

8 сентября 1941 года — начало блокады Ленинграда

НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО

В парке посёлка Романовка Всеволожского района установлен памятник в честь подвига ветеринарных врачей, фельдшеров и санитаров, служивших в годы Великой Отечественной войны.

Военно-ветеринарная служба внесла свой вклад в победу Красной армии над врагом. Ведь несмотря на моторизацию и механизацию, конь по-прежнему имел огромное значение: конский состав использовался во всех боевых операциях, служил важным боевым оружием в кавалерии и надёжным транспортным средством в артиллерии и других родах войск и служб тыла. В коннице роль коня во время войны была велика. А в условиях российского бездорожья да в плохую погоду кавалерия имела неоспоримое преимущество, ибо обладала большой проходимостью и маневренностью, обеспечивая войска боеприпасами и продуктами. И если к началу войны численность лошадей в армии составляла 526 400 голов, то уже к сентябрю 1941 г. — 1 324 676, а в отдельные периоды войны она достигала двух миллионов.

Кроме лошадей на ветеринарном обес­печении и обслуживании находились крупный и мелкий рогатый скот продовольственных гуртов, тысячи военных собак, животные подсобных хозяйств войсковых частей военных округов, а также животные, брошенные населением, эвакуированным из районов боевых действий.

За что ещё отвечала военно-ветеринарная служба? Осуществлялся ветеринарно-санитарный надзор за доброкачественностью мяса и других продуктов животного происхождения, поступающих в войска. Кроме того, в ветеринарных лазаретах фронта проводилась научно-исследовательская работа: ветеринарные хирурги изучали и разрабатывали новые методы лечения военного травматизма у лошадей.

Германский план «Барбаросса», разработанный для войны с Советским Союзом, прямо указывал на Ленинград в качестве одного из трёх главных направлений ударов. Красная Армия, опираясь на Лужский оборонительный рубеж, смогла задержать немецкое наступление почти на месяц. Выигранное время дало возможность начать эвакуацию части предприятий и населения, охватившую почти полмиллиона ленинградцев. Помимо людей, эвакуации с целью сохранения племенного скота подлежали коровы, лошади, свиньи. К 19 августа 1941 г. к эвакуации скота из колхозов Гатчинского района Ленобласти было подготовлено 18 гуртов скота — около трёх тысяч голов. В сопровождении более чем 400 человек (в большинстве пожилые мужчины и женщины с детьми) гурты растянулись почти на 20 километров. 82 дня трудных дорог и тяжёлого труда занял путь до Устюжского района Вологодской области.

Незаменимыми помощниками людей в блокадные дни были лошади. В осаждённом Ленинграде они использовались для ведомственных служб, которым требовалась перевозка грузов, поскольку автомобильный транспорт был по максимуму мобилизован для нужд армии. 960 лошадей обслуживали Дорогу жизни — первым по ней прошёл именно конный санный обоз! К помощи лошадей прибегали каждый раз, когда передвижение на автомобилях было невозможным… Трудности блокады лошади испытали на себе в полной мере — в условиях голода 1941 г. весь кормовой овёс был направлен на мукомольные комбинаты и использовался для выпечки хлеба. Завозить сено с Большой земли не было возможности, пришлось срочно изыскивать способы кормить лошадей.

Дмитрий Павлов, в 1941—1942 гг. уполномоченный Гос­комитета обороны по обес­печению населения города и Ленфронта продовольствием, вспоминал: «После долгих исканий нашли выход, правда мало устраивавший лошадей, но всё же смягчавший на некоторое время остроту вопроса их снабжения. На Управление лесной охраны зоны Ленинграда и Управление Октябрьской железной дороги возложили заготовку ветвей (молодых побегов); их срезали, связывали пучками и вывозили из леса. Перед тем как давать этот корм лошадям, ветки распаривали горячей водой, посыпали хлопковым жмыхом, добавляли соли. Наряду с заготовкой веток организовали производство торфяного комбикорма на Лахтинском торфозаводе. Комбикорм состоял из хлопкового жмыха, торфяного очёса, мельничной пыли, отрубей, мясокостной муки и соли. Такой корм выпускался в прессованном виде тюками весом до 80 кг. В отличие от веточного корма, торфяной комбикорм лошади ели плохо».

Не так далеко ушедшее военное время сохранило для памяти благодарных потомков имена многих работников военно-ветеринарной службы. Среди них А.К.Кузнецов и Ю.А.Лянда.

Алексей Кириллович Кузнецов — подполковник ветеринарной службы, начальник хирургического отделения АВЛ и ФВЛ. За время войны через лазареты 412/556 АВЛ и 293 ФВЛ Ленинградского фронта, где начальником хирургического отделения был Кузнецов, прошло более пяти тысяч раненых и больных лошадей. Алексей Кириллович провёл более шести тысяч операций!

Юлий Авраамович Лянда — генерал-лейтенант, начальник ветеринарной службы Ленинградского фронта. Был одним из инициаторов создания первого ветеринарного высшего учебного заведения — Ленинградского ветеринарного института. Его заслугой было оздоровление в короткий срок прибывших на Ленинградский фронт зимой 1943 г. лошадей, страдающих чесоткой. Также впервые в ветеринарной практике на Ленинградском фронте была произведена поголовная прививка лошадей столбнячным анатоксином, был создан активный иммунитет против столбняка. В сложных условиях блокады Лянда создал маневренную группу подвижных дезинсекционных отделений для борьбы с ножными паразитами, что обеспечило быструю и массовую обработку лошадей. В период наступательной операции Ленинградского фронта Юлий Авраамович успешно провёл эвакуацию раненых и больных лошадей.

31 августа — День ветеринарного работника России.

Подготовлено по материалам Управления ветеринарии Ленобласти

предыдущая    следующая