Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Читая Евангелие

НАД БЕЗДОННЫМ ОКЕАНОМ

(Подслушанный разговор)

Говорят двое собеседников. Кто они, как их звать — не важно. Это такие же люди, как мы с вами: ищущие, заблуждающиеся, пытающиеся понять земной мир и Писание… Вот один из них нашёл высказывание и говорит другому:

— Взгляни, какую цитату я отыскал в Интернете:

ВИДЕН ЛИ АД ИЗ РАЯ?

Те, кто будет пребывать в раю, не увидят тех, кто в аду. Если бы обитатели рая видели мучения грешников, то они и сами бы страдали, сокрушаясь об их несчастной участи, и не могли бы блаженствовать. Но ведь в раю «несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание…», так что там люди не будут помнить своих близких — отца, мать, брата или сестру, —
если тех не будет рядом с ними, ибо если они будут думать об адских страданиях своих родных, то какой же это для них будет рай? Они даже будут думать, что других людей, кроме как в раю, нет. Также и обо всех своих земных грехах они забудут, иначе из-за духовной чуткости они не смогут перенести мысль, что опечалили Бога. Все люди в раю будут радоваться по-разному. У одного будет напёрсток радости, у другого — чаша, у третьего — целое море. Однако каждый будет полон Божественного веселья, и никто не будет знать, сколь велико блаженство другого, ведь если бы один человек знал о том, что другой испытывает большую радость, то и в раю появилась бы зависть. Каждый в раю узрит славу Божию в той степени, в какой позволит ему чистота его души.

И подписано всё это: преподобный Паисий Святогорец. Как тебе эта мысль?

— А что тебя в ней смущает?

— Ну, прежде всего, — подпись. Ты знаешь, сейчас в Интернете можно найти самые дикие высказывания, которые, однако, приписываются людям почитаемым, мудрым, даже святым. Не забыть одну «цитату», извлечённую якобы из речений св.Ксении Блаженной: «Мы все должны стремиться к гармонии межличностных отношений»! Ты представляешь такое?! Чтобы матушка Ксения изъяснялась на деревянном языке современных бездарных писак!.. Я уж не говорю о том, что никаких своих речей (кроме разве что: «Возьми пятак — потухнет!») она для истории не оставила!

— Хорошо, но в тех словах, что ты привёл вначале, нет как будто никаких «межличностных отношений» и тому подобных перлов… Почему же ты насторожился?

— Как тебе сказать?.. Что-то настораживает, а что именно — так сразу и не определишь… Да вот, пожалуйста: автор цитаты утверждает, что из рая не виден ад… А как же быть с притчей Господней о богаче и Лазаре? Ведь там чётко сказано о богаче: «И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его…» (Лк.16,23). Богач, сидя в аду, видит Авраама, и Авраам видит богача, и они даже переговариваются друг с другом, — а ведь это не чьи-то выдумки и даже не богословские рассуждения, а слова Самого Господа.

— Это так… Но ты вот на что обрати внимание: и богач, и Авраам оба находятся в аду. Да, да! Ведь дело происходит ещё до сошествия Господа в ад, и ни один из праведников ещё не выведен из преисподней в райские селения. Да, и Авраам, и Лазарь находятся в неком особом отделении ада, называемом «лоно Авраамово», где ветхозаветные праведники были ограждены от адского пламени… Богач же как раз в этом пламени и сидел! И всё-таки и патриарх, и богач пребывали в одной, так сказать, области, и видеть друг друга могли. Но так ли обстояли дела после Воскресения Господня, когда адские врата рухнули и праведники вослед за Господом пошли на Небеса? Мы про это ничего знать не можем, но почему бы не предположить, что из небесных обителей ада уже не видно?

— Допустим… Допустим, что из обителей райских не видно пекла. Но разве праведники в раю теряют память и разумение? Пусть они не видят преисподней, но помнить-то о её существовании они должны! Тем более если в адском пламени мучается кто-то из их близких… Автор цитаты утверждает: «Там люди не будут помнить своих близких — отца, мать, брата или сестру, — если тех не будет рядом с ними…» Да возможна ли такая странная амнезия? Во-первых, райская жизнь, как я это понимаю, приводит все силы души человеческой в совершенство: способность понимать, способность познавать, способность любить — всё это в раю (как мне кажется) должно развиться до высшей степени! Разве не так? Но что же это за познание, если ты забыл элементарнейшие вещи? Что это за любовь, если тебе дела нет до страданий близких (да и не только близких, если уж на то пошло!)…

— Да, по-человечески твои рассуждения звучат очень убедительно…

— А по-ангельски я рассуждать и не умею! Я и рассуждаю по-человечески. Нам было заповедано: «Возлюби ближнего, как самого себя», — и эта заповедь объявлена равновеликой с заповедью о любви к Богу. Вдумайся! Любить ближнего — такое же святое дело, как любить Бога! И вдруг оказывается, что эта любовь имеет свои ограничения: если ближний в аду (то есть в наихудшем из возможных положений), то его уже не только любить, но даже и помнить о нём не следует. Как это понимать?

— Быть может, так, что, оказавшись в аду, он перестанет быть твоим ближним? Мы близки друг другу, пока спасаемся… И когда некоторые из нас спасутся, то они тоже будут близки друг другу… А все остальные — уже нет.

— То есть мать перестанет быть матерью и сын перестанет быть сыном?

— А ты вспомни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10,37). Впрочем, ты вынуждаешь меня рассуждать о том, что и от меня, и от тебя совершенно сокрыто, — о жизни будущего века.

— Не я вынуждаю, автор цитаты вынуждает… Я не могу принять его слов и пытаюсь сопротивляться им. А как тебе понравился этот пассаж: «никто (в раю) не будет знать, сколь велико блаженство другого, ведь если бы один человек знал о том, что другой испытывает большую радость, то и в раю появилась бы зависть». Да неужели? Я-то считал, что в раю все наши земные несовершенства, все страсти преодолены, в том числе и такая злая страсть, как зависть. Я-то считал, что в раю только радуются за ближнего, узнав, что он пользуется большей милостью от Бога. Но если страсти и в рай вхожи, если они пройдут за нами в будущую жизнь, то что же это такое?! У меня и слов-то нет, чтобы что-то сказать по этому поводу! И вообрази себе обитателя рая, который совершенно забыл своих ближних, попавших в ад (а их, верно, немало у каждого!), и ничего не знает о своём соседе по раю: что там этот сосед испытывает, какова его доля блаженства? — ничего не известно!

— Да, мне тоже не нравится этот отрывок. Я тоже совершенно убеждён, что страстей в будущем веке быть не может, что нынешний век для того и существует, чтобы избыть их до конца и всё страстное, что осталось, утопить в огненном озере вместе с антихристом и слугами его. А иначе зачем всё? Зачем Господь воплощался и умирал, зачем искупал нас Своею кровью, зачем Он сокрушал врата адовы? Зачем нужен Страшный суд, который, по моему мнению, есть окончательная точка в истории нашего страстного и грешного века?

Да, эти слова заставляют сильно усомниться в достоверности данной цитаты. И всё-таки хочу ещё раз сказать тебе, что мы рассуждаем о том, что выше нашей меры. Послушай, ведь даже апостол Павел, побывав на третьем небе, ничего не рассказал о том, что он видел там, — сказал только, что слышал неизреченные глаголы. Понимаешь, — неизреченные! То есть такие, которые и повторить, изречь нашим земным языком нельзя, не только понять их. Или вот ещё всем известные слова: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2,9). Вот видишь: ни глаз, ни ухо, ни сердце не в состоянии постигнуть будущей жизни. Бытие восьмого дня творения — это совершенно закрытая для нас тайна. Рассуждать о том, как будут жить люди обновлённой земли, земли после Страшного суда, просто глупо, а ещё глупее пытаться представлять ту жизнь в наших, земных образах. Это как если бы младенец… Нет, даже не младенец, а плод в материнской утробе вздумал бы рассуждать о жизни взрослого человека. Мы все по отношению к новой жизни точно такие же плоды, зародыши человека, но не человеки в полном смысле этого слова. И не каждый из нас найдёт в себе силы, чтобы родиться в новую жизнь…

И точно так же мы не можем представить себе, что такое «смерть вторая» — вечные мучения. Само понятие «вечность» мы воображаем бесконечной чредой лет… Но ведь тогда времени уже не будет — и годы, дни, минуты, секунды не будут сменять друг друга! Быть может, ад — это и есть замкнутость в одном мгновении, которое не длится и не изменяется, а рай — это бытие вне времени, вне его оков? Да нет, что там гадать!.. Мы стоим перед этой загадкой, как перед океаном, который не переплыть и не осушить, — но наступит день, и он сам расступится перед нами.

— Хорошо… А помнишь ты то место в житии св.прп.Силуана Афонского?.. По­мнишь — о том монахе, вернувшемся в монастырь из долгого уединения. Он рассказал, что будто бы удостоился беседы с самим Господом, и Господь сказал ему, что в конце времён Он помилует всех, — вообще всех. «Как же так, Господи! — воскликнул тот монах. — Для чего же тогда мы подвизаемся с такими тяжкими усилиями, если будут спасены и те, кто пальцем о палец не ударил для спасения?» И на это Господь будто бы ответил так: «Их я только помилую, а вас — приближу к Себе». Понимаешь, когда я выхожу на улицу, вижу эти огромные толпы людей и понимаю, что девяносто процентов из них будут вечно мучиться в аду — и этот мужчина! и эта женщина! и этот ребёнок! и этот старик! (я уж не говорю о себе самом!), — мне тогда хочется верить словам того монаха.

— Но ты же помнишь: сам автор жития не смог ни подтвердить, ни опровергнуть эти слова. Думаю, не стоит об этом задумываться. Вспомни лучше то, что говорил преподобный Серафим: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Это, знаешь ли, звучит более конструктивно и жизнеутверждающе.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая