Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Православная миссия

ГДЕ ВСЕГО ТРУДНЕЕ ПРОПОВЕДОВАТЬ ПРАВОСЛАВИЕ?

Десять вопросов к православному миссионеру

В сербском православном журнале «Православный миссионер» недавно вышло интервью с иереем Душаном Михайловичем, настоятелем русско-сербского прихода свт.Николая Сербского (РПЦ МП и СПЦ) и храма Св.Троицы и Казанской иконы Божией Матери (РПЗЦ) в Сантьяго, Чили, в котором он поделился своим опытом миссионерской работы в Чили. Думаем, что многим будет интересен этот опыт, тем более что всем нам время от времени приходится заниматься миссионерством — среди своих родных, близких и даже вовсе незнакомых людей…

Отец Душан, что вас лично заставило заниматься миссионерством?

— Главной причиной моего решения стало благословение моего правящего архиерея — митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (СПЦ).

Тому, что он предложил мне служить в Буэнос-айресской и Южно-Центральноамериканской епархии, вероятно, способствовал тот факт, что большую часть своей жизни я провёл за пределами Сербии, а также то, что я стал священником в зрелом возрасте. Знание языков, дипломы светского и богословского факультетов и богатый жизненный опыт стали хорошей основой для такого назначения.

— Каковы, по вашему мнению, важнейшие качества, которыми должен обладать православный миссионер?

— Прежде всего, это искренняя вера, ревность в молитве и отличное знание и уважение догматов нашей Православной Церкви. Затем чувство такта и меры, способность с уважением к личности и культурным особенностям местной общины найти правильный подход к её членам, которые должны познакомиться с новым вероисповеданием. А также твёрдость характера, постоянство и незлобие.

Что в первую очередь надо учитывать, когда речь идёт о миссии Церкви?

— С одной стороны, должны быть готовность идти на контакт с неправославным окружением, уважение к его традициям и культуре, знание языка, с другой стороны —
бескомпромиссное следование догматам и канонам Православной Церкви, постоянное напоминание, что без православного крещения и святых Таинств нашей Церкви нет ни спасения, ни жизни в Царствии Небесном.

— Чем отличается успешная миссия от неуспешной?

— Кроме вышеперечисленного для успешной миссии крайне необходим личный пример подвижнической жизни в Православии, великий труд и терпение. В миссии ничто не идёт гладко, постоянно сменяются периоды подъёмов и падений, и это является одним из самых больших вызовов для миссионера.

— Какой миссионерский проект Православной Церкви сегодня вы бы особенно отметили?

— В качестве примера самой успешной миссии я бы привёл работу греческих православных миссионеров в Африке. Миссия Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке, во Вьетнаме, Таиланде и на Филиппинах также даёт хорошие результаты.

Где, по вашему мнению, следует искать пути развития миссии в XXI веке?

— Необходимы прежде всего более тщательная комплексная подготовка будущих миссионеров, а также лучшая организация и, что особенно важно, большая финансовая поддержка миссии за границей. Необходимо чётко различать катехизацию представителей диаспоры, которые являются выходцами из православных стран, и миссионерскую работу среди неправославного местного населения. Для миссионерства нужна готовность священника на жертву, на то, что много лет, а возможно, и до конца жизни он останется в стране миссионерского служения.

Каковы ваши рекомендации для внутренней миссии, а каковы — для внешней?

— В обоих случаях принцип работы схож, и основные рекомендации я дал в прошлых ответах. Различие только в том, что для внутренней миссии, которую я бы скорее назвал катехизацией, не нужно знание чужого языка, а также чужих, неправославных традиций и культуры.

— Расскажите о личном опыте успеха и неудачи в каком-нибудь миссионерском проекте.

— Личный опыт, и не только мой, но и большинства тех из нас, кто занимается миссионерством в Латинской Америке, в том, что это, возможно, самый трудный в мире континент для миссионерской работы. Наши успехи измеряются единичными переходами в Православие, и по отношению к Африке, где число переведённых в Православие уже около семи миллионов, мы только начинающие. Единственное исключение — это массовый переход в православие местной общины в Гватемале.

Причина кроется в том, что мы находимся на территории, где очень сильно римокатолическое наследие, а также в последние десятилетия наблюдается усиление влияния протестантских течений. Здешние верующие католики и протестанты, как правило, не знакомы с историей Церкви, они не разбираются в догматических различиях между нашей Церковью и разными христианскими конфессиями, и когда слышат о них, то они им не кажутся настолько серьёзными, чтобы из-за них переходить в Православие. Кроме того, латиноамериканцы в принципе не склонны к длительному подвигу и дисциплине, которых требует наша церковная практика, и часто энтузиазм, который они чувствуют при первом знакомстве с Православием, после первых трудностей начинает потихоньку угасать, и они сначала перестают регулярно посещать богослужения, а спустя некоторое время и совсем пропадают. Эти два фактора — историческое наследие и латиноамериканский менталитет, а также очень сильное влияние современного прозападного образа жизни во многом усложняют работу православных миссионеров.

Какую личность из истории Церкви вы бы выделили с точки зрения миссии и почему?

— В истории Церкви было много успешных миссионеров и святителей. Мне лично ближе всего свт.Николай Японский. Его жизненный путь, проповеди и советы, которые он нам оставил, представляют собой неоценимый источник практических рекомендаций и вдохновения для любого миссионера.

Кого из современников вы бы отметили, когда речь идёт о миссии Церкви?

Прежде всего — покойного отца Даниила Сысоева, а также его наследника — священника Георгия Максимова, с которым я имел честь познакомиться лично.

предыдущая    следующая