Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Слово писателя

РУССКИЙ КОВЧЕГ ВО ВСЕМИРНОЙ БУРЕ

С Анатолием Юрьевичем Козловым — известным петербургским писателем, давним автором нашей газеты — мы встретились на очередной православной выставке. Встретились и принялись обсуждать всевозможные новости, благо теперь их хватает — как в родной стране, так и во всём мире.

— Согласны ли вы с той мыслью, что сейчас на Земле наступает новая эпоха, грядёт новая цивилизация? И если это так, стоит ли нам радоваться этому?

— В своих рассуждениях всегда разумно будет искать поддержки в Святом Писании. Экклезиаст говорит: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: „смотри, вот это новое”; но это было уже в веках, бывших прежде нас». (Еккл.1,9—10).  Как бы мы сегодня ни изощрялись — что-то такое уже было и на что-то это похоже. Человек при всей своей сложности в погибель идёт известными путями. И построение нового мира для нас, русских, — дело не новое. Было такое построение при Петре I, было в 1917 году… И в 90­х годах было — да так, что до сих пор не можем определиться…

Откуда же берётся ощущение новизны? Наверное, от того, что у нас нет общей идеи, нет объединительной идеологии. Если раньше намечалась какая-то общегосударственная цель — объединение русских земель, или Православие—Самодержавие—Народность, или построение социализма, то сегодня главной идеи нет. Есть лозунг «Россия, вперёд!», но «вперёд» — это в какую сторону? Можно идти вперёд к Богу, а можно повернуться к Богу спиной и идти в совершенно противоположную сторону — и это тоже получится вперёд. Куда мы повернёмся лицом, туда и будет «вперёд».

Но вот я сижу на этой православной ярмарке, смотрю на огромный лоток с инжиром, урюком, финиками, орехами и вдруг понимаю: фрукты как лежали тысячу лет назад, так и лежат, и мы их в том же виде поглощаем, и без них нам не обойтись никак. И что можно тут придумать нового? Разве что запретить питаться фруктами.

Изменить основы бытия — это всё равно что изменить опоры под мостом. Дело возможное! Но на то есть несколько способов: во-первых, опоры можно попросту выбить, не понимая, что мост после этого рухнет. А можно постепенно, одну за другой, строить новые и одну за другой удалять старые… Но тогда мы в конце концов обнаружим, что новые опоры точно такие же, какими были старые. Зачем же мы их меняли? Не лучше ли было держать старые в порядке?

Да, такова моя позиция: держаться старых основ, питаться от своих корней. Тем более что корни народные — это живой организм, и опираться на них — это значит находить всё новые и новые источники, новые и новые основы существования. Вот простой пример: мы, современные русские люди, читаем «Слово о полку Игореве», восхищаемся древнерусскими иконами, знаем новгородские берестяные грамоты… Всё это древность, но это и новинка: ведь русские люди XVIIIXIX веков ничего этого не знали! «Слово…» пришло к нам только в начале XIX века, древнюю иконопись открыли только на рубеже веков, а берестяные грамоты — только во второй половине ХХ века! Мы имеем это национальное богатство, а они, наши предки пушкинской поры, — не имели! Мы богаче их, мы более русские, чем они! И всё потому, что опираемся на наши народные корни, на нашу историю.

— Сможет ли Россия выстоять перед натиском глобализма?

— Ответ простой: либо сможет, либо не сможет. Вообще-то в народе единства нет, что и показала недавняя война против памятников. Кто-то из нас примкнул к таким учениям, которые нарочно были созданы для нашего разъединения… И сейчас соединить несоединимое — это из области чуда, но я думаю, что и такое возможно. Меня радует, что многие из нас к прямому противостоянию, к гражданской войне не очень-то готовы, и это хорошо.

— Сегодня в России роль писателя сведена, по-моему, к минимуму… А между тем именно на словесности во многом держится русская культура — что в прежние века, что сейчас. Выходит, один из наших корней подрублен?

— По нынешней Конституции русская культура — это явление уникальное, неприкосновенное, которое нужно защищать, которое нужно беречь. И писатель — это часть этой культуры, следовательно, писателя нужно холить и лелеять. Но в первую очередь нужно вернуть то огромное уважение к классике, которое всегда было в нашей стране. Это непростое дело, но его нужно сделать.

Вот вам исторический пример… Для нашего поколения Пушкин — это глыба, это великий поэт, но мало кто знает, что до 1937 года Пушкина почти не вспоминали, о нём никто не говорил: такая была в ту пору политика. Но вот подошёл 1937 год, а с ним памятная дата — 100 лет со дня гибели Пушкина, — и вдруг по указу нашего советского правительства поставили новый памятник поэту, отпраздновали юбилей на государственном уровне, вновь назвали Пушкина великим, — назвали с самой высокой трибуны… И почитание нашего национального гения было восстановлено. Так и сегодня не надо бояться, что Дума или президент издадут некий указ: считать русскую классическую литературу великой литературой. Такое государственное деяние было бы только во благо всей России.

Нужно заново осмыслить, перелопатить весь тот пласт огромный русской культуры, что сегодня активно затаптывается нашими врагами. Нужно, чтобы в сознании народа русская культура не ограничивалась рубахой-косовороткой, гармошкой и частушками, но чтобы каждый помнил: Россия постоянно, во все века рождала истинных гигантов мировой культуры, которые как минимум не ниже западных классиков, а если говорить начистоту, то зачастую гораздо выше их.

Во всяком случае, человека нужно растить на его родной земле, в его родной культуре, — только тогда он будет вырастать гармонично, как всесторонне развитая личность. Шустрого-то потребителя всевозможных благ воспитать проще всего, но беда в том, что такой человек нигде не нужен. Он не нужен на собственной родине, но и там, как говорится «за бугром», он ведь тоже никому не нужен. Каждая страна нуждается в таких людях, что имеют силу духа и творческую силу, а от потребителей и так отбоя нет.

— Ещё один из наших глубинных корней — православная вера. Но не кажется ли вам, что тяга к православию сейчас выражается не столь ярко, как это было в 90­х годах? Это, кстати, прекрасно видно даже по нашим православным выставкам, которые, боюсь, окончательно стали похожи на второсортные продуктовые базары…

— Православие и в храме, и за стенами храма, как в зеркале, отражает то, что мы сами собой представляем. Состояние общества вам известно: оно сейчас тревожное, суетливое, меркантильное, — и все эти не слишком симпатичные качества невольно переносятся в храм. Да, в храме люди начинают приходить в себя… Но стоит вновь погрузиться в нынешний водоворот суеты, и всё начинается сызнова… Кому же предъявлять претензии? Ты считаешь, что в Церкви стало плохо? Начни её исправлять с себя.

Впрочем, я считаю, что та всемирная встряска, которую мы сейчас переживаем, — это не обязательно только отрицательное явление. Кого-то оно заставляет задуматься, переоценить прежние ценности, увидеть их скудость и недостаточность. Взгляните на США! Американцы сейчас переживают то, что мы пережили в начале 90­х: прежний смысл жизни стремительно теряется, и кто-то, сознавая это, впадает в уныние, а кто-то все силы отдаёт поиску нового смысла. Посмотрите, какие интересные, по-настоящему глубокие фильмы сейчас создают в Штатах! (Я, разумеется, говорю не о тех фильмах, что показывают по нашему ТВ.)

А современная Европа? Да она просто гибнет! Она много веков старательно развивала либеральную философию, а сегодня эта философия обернулась глухим тупиком — и Европа разваливается.

Во всём мире бушует кризис — но это не значит, что нам нужно тонуть в тех же волнах. У России есть свой ковчег, — ковчег русской культуры, он нас и спасёт. И надо этот ковчег — свою культуру, свою ментальность, свою идентичность — строить как можно решительней. Не надо бояться того, что мы — русские и живём на русской земле: на этом то ковчеге мы и спасёмся!

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая