Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пути паломника

«ЕГОЖЕ СОЗДАЛ ЕСИ РУГАТИСЯ ЕМУ»

История: дипломатические отношения между Россией и автономным Греческим государством были установлены 6 (18) сентября 1828 г. В октябре 1917 г. отношения были разорваны греческой стороной. Королевство Греция установило дипломатические отношения с СССР 8 марта 1984 г. А мы сегодня предлагаем нашим читателям рассказ настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери протоиерея Евгения ПАЛЮЛИНА о паломничестве на материковую часть Греции.

Причаливаем в Уранополисе. Этот приграничный с Афоном городок удивил нас скоплением людей, среди которых много женщин. Они встречают своих мужей, совершивших паломничество на Святую Гору, радостно обнимают, расспрашивают, что да как, ведь женщинам по сложившейся вековой традиции нельзя посещать Афон.

После тишины Афона и его отрешённости от всего мирского суета города непривычна. Покупаем по горячей лепёшке, в которую завёрнуто запечённое куриное мясо с овощами и острым соусом. Жуём в тишине, запивая холодной водой.

— А вот на Афоне, — философствует о.Алексей, — мы не потели, и даже не было характерного запаха пота. А всё отчего? Потому что пища была только растительной, без животных жиров.

Кивая головой, соглашаемся, дожёвывая сочную лепёшку.

— Нужно торопиться, братья, — говорит гид Александр и укладывает в багажник автомобиля наши вещи. Спешим в аэропорт Салоник, нас ждут Нафплион — древняя столица Греции, Патры, где хранятся крест и глава апостола Андрея Первозванного, Афины и остров Эвбея с мощами св.исповедника Иоанна Русского.

Мчимся в Салоники. По пути пережидаем стадо овец, которые перекрыли дорогу. Пастуха не видно. Собаки, также выбежав на дорогу, стали прогонять бестолковых и лохматых овец с проезжей части. «Вот они, овцы без пастыря, — наверное, про это написано в Евангелии. Ну и бестолковы же», — думаю про себя. — Если бы не сообразительные дворняги, так и стояли бы посреди дороги». А вот и пастух. Что-то кричит, и овцы медленно покидают проезжую часть. «…И овцы глас его слышат, и своя овцы глашает по имени, и изгонит их: и егда своя овцы ижденет, пред ними ходит: и овцы по нем идут, яко ведят глас его…» (Ин.10,3—4) — вспоминаю евангельские строки.

Салоники — второй по величине город Греции… По прибытии в аэропорт вместе с багажом сдаём и палочку о.Анатолия, она невзрачна и немного побита о камни. Посох с недоумением осматривает сотрудница таможни: может, тут какой подвох. Она вопрошающе рассматривает нас, основательно помятых с дороги.

— Ραβδί με Όρους (Палочка с Афона. — греч.), — выручает нас гид Александр.

— О-о-о… Άγιον Όρος (Святая Гора. — греч.), — удивленно и радостно произносит таможенница и наклеивает на палочку соответствующий документ, позволяющий право провоза.

По прибытии в Афины садимся в автомобиль и едем в Нафплион — город на полуострове Пелопоннес, с 1828 по 1833 год бывший столицей Греции. Это один из самых живописных греческих городов, весь утопающий в зелени и цветущих кустарниках. Здесь работает важнейший в Греции морской порт. Согласно древнегреческой мифологии, город основал Навплий — сын Посейдона и Амимоны. После захвата Константинополя крестоносцами Нафплион доставался то французским рыцарям, то венецианцам, долгое время город был во власти турок.

В самом начале освободительной войны Греции в 1821 году основная крепость города была захвачена неожиданным приступом греческих повстанцев под предводительством Стайкоса Стайкопулоса. Учитывая сильные укрепления города, правительство Греции обосновалось здесь, и город стал временной столицей. Первый правитель Греции Иоанн Каподистрия сделал Нафплион официальной столицей в 1829 году.

К нашему великому удивлению, отель, где мы разместились, как раз и принадлежал Стайкопулосу — предводителю повстанцев. Утром проснулись от воплей котов, которые что-то не поделили прямо под нашими окнами. Спускаемся на завтрак — ведь световой день короткий, а успеть надо много.

— Эх, — слышу вздохи о.Алексея: в его руках тарелка, полная омлета и сосисок, и два хорошо прожаренных тоста с сыром. Видимо, сугубо постные афонские дни дали о себе знать.

— Это тебе не Афон, вот там было правильное питание, без жиров всяких. — Глядя на него, все дружно смеёмся, однако следуем его примеру…

Идём залитыми солнцем улочками, мощёнными камнем; придворовые садики утопают в зелени и цветах. Заходим в кафедральный собор города, он строг по убранству. Гречанки, спешащие на работу, заходят в храм, крестятся, целуют икону и бегут дальше. Туристический сезон закончился, и город почти безлюден. Лавочники неспешно открывают ставни и выкладывают товар, из кофеен пахнет свежезаваренным греческим кофе.

На нашем пути ещё несколько храмов. Везде заходим, ставим свечи. А вот храм, на пороге которого был застрелен первый президент Греции Иоаннис Каподистрия. Его очень уважают греки и чтут память. Аэропорт на острове Корфу, где он родился, назван в его честь. Крестимся, заходим в храм, там ремонт, но одна из фресок открыта — это Первый Вселенский собор. На фреске одновременно изображены два интересных события: святитель Спиридон (слева) сжимает в руке глину, и из неё истекает вода и исходит пламя; а Святитель Николай занёс руку, чтобы заушить богохульника Ария. И как изображено на фреске, всё это происходит на глазах дремлющего в кресле и, видимо, уставшего от споров императора. Фотографируем и спешим дальше.

Едем по Пелопоннесу, наш путь лежит через город Патры. Там в величественном соборе хранится часть главы ап.Андрея Первозванного и крест, на котором он претерпел мученические страдания. Входим в храм, богато украшенный мозаикой. Удивительные люди эти греки; и как хватает у них фантазии облечь в краски и мозаику такие сложные вещи, как, например, 103-й псалом! — он украшает арки над колоннадой и своды храма. «…Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века. Бездна яко риза одеяние ея, на горах станут воды…» — поётся в псалме, а тут это изображено в мозаике. Вот взмах изящной Творческой десницы — и выросли горы и появились равнины, леса и ущелья, реки и озёра. «Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли…» — и вот земля плодоносит, произрастают злаки для пользы человека. 

Ещё забавная мозаика, на которой в ущелья спрятались зайцы и прижали уши, а олени гордо стоят у горы. Да-да, так и написано в псалме: «Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем». Ого, а вот в океане плещется и резвится кит, по всему видно — рыбина здоровенная, бьёт хвостом, а вдалеке корабли. Вспоминаю слова псалма: «…тамо корабли преплавают, змий сей, eгоже создал еси ругатися eму». Что же это за «ругатися» такое? Оказывается, это не совсем внятный перевод с греческого: ругатися — значит играть (греч. εμπαίζω). «…Змий сей, егоже создал еси ругатися ему» — буквально: «…Это большое морское чудовище, которого Ты создал, чтобы играть с ним». Вот о чём идёт речь в известном 26-м стихе 103-го псалма.

Рассматриваю мозаику и вспоминаю монастырь Дионисиат, ведь умудрились же древние иконописцы в красках изобразить Апокалипсис. А, например, в обители Саввы Освященного в Палестине во всю стену изображен Символ веры. Рассматривать фрески можно до бесконечности, но мы идём к ковчегу, где почивает часть главы апостола Андрея, и припадаем к его кресту. Тихо поём величание, и дальше в путь. Впереди — Спарта и разрушенный город Мистру.

предыдущая    следующая