Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ВЕРУЮ ВО ЕДИНУ СВЯТУЮ, СОБОРНУЮ…

Порою люди удивляются: почему в наш Символ Веры наряду со словами о вере во Святую Троицу — во Отца, и Сына, и Духа Святого — вставлены слова и о вере в Церковь? В самом деле: Бога — Невидимого и Непознаваемого — мы не можем познавать иначе, как верой, но Церковь-то — вот она, перед глазами, и более того, мы сами есть малая часть Церкви… И казалось бы, Церковь — явственно существующая, живая, действующая — не нуждается в нашей вере в неё, — только в нашей сопричастности к её делам.

Но, верно, святые отцы Семи Вселенских соборов знали, что делали, когда твёрдой рукой поставили в Символ Веры: «…во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Они явственно видели то, что Церковь вершиной своей уходит к небесам, что она не только земная, но и небесная, и эта-то небесная составляющая Церкви доступна не нашим телесным очам, но только очам веры. И не имея таких очей, как же просто нам грешным обмануться, принять Святую Церковь за одно из земных учреждений, ничем, по сути, не отличающееся от государства, армии или, скажем, культуры.

В самом деле: земную Церковь составляют люди земные, то, что называется «удобопреклонные ко греху». Все мы это прекрасно видим: и когда разглядываем сучки в глазах брата-православного, и когда с ужасом замечаем брёвна в собственных глазах. Все мы хороши: все лишены ясного видения пути, все плутаем в трёх соснах, все спотыкаемся на каждой крошечной кочке, все при случае спешим самовольно облегчить свой крест и т. д. До поры до времени мы воспринимаем это как должное, мы терпимо относимся ко грехам ближнего, мы понимаем, что земная Церковь — это сообщество спасающихся, а вовсе не спасённых; мы верим в Церковь.

Но вот приходит некто со стороны (чаще всего выдающий себя за своего, за верного собрата, за «такого же православного») — и начинает со вкусом, с наслаждением обличать всех вокруг начиная от простых прихожан и бабушек-свечниц вплоть до самых-самых… ну, вы понимаете.

И куда ни шло, если обличения эти вздорны и не слишком умны… Но если они вдруг находят под собой почву? Если простому человеку трудно сразу понять, в чём обличитель прав, а в чём он лукавит? И как быть, если попущением Божиим наступают такие времена, когда обличителям и трудиться особенно не приходится, когда у каждого мирянина и без сторонних обличений накопилась масса своих недоумений, огорчений, обид?

Тогда-то и приходит для нас пора внимательнее читать Символ Веры, и в особенности слова: «…во едину святую, соборную и апостольскую Церковь…» Приходит пора, чтобы понять: Церковь живёт не жёсткой, порою палочной дисциплиной, как армия, и не системой законов, как государство, и даже не тысячелетним авторитетом, как культура. Церковь живёт только нашей верой. Не только верой в Бога, во Святую Троицу, но и верой в саму Церковь.

Вера в Церковь — это вера в то, что глава её — Сам Христос и Он не допустит, какие бы искушения ни посещали нас, чтобы врата ада одолели.

Вера в Церковь — это вера в силу её молитвы: мы на каждой службе молимся и за священноначалие, и за священство, и за паству, и эта соборная молитва сильна перед Богом — так же сильна, как в древности и в эпоху гонений.

Вера в Церковь — это вера и в нас самих, ибо мы тоже Церковь. Какие уж мы там ни будь, но мы — члены Церкви и имеем право на сугубую помощь Божию, а значит, рано ещё ставить на нас крест: наш крест и так у нас на плечах, и он, как бы ни был тяжёл, всё же вытянет, поддержит, спасёт.

Сколько раз Церковь стояла на краю гибели? В эпоху первых гонений, когда верующих едва ли не под гребёнку вырезали, сгоняли с лица земного… В эпоху торжества еретиков, когда казалось, что ариане, или иконоборцы, или жидовствующие уже окончательно победили… В эпоху великого русского раскола, когда сами верующие непримиримо, до большой крови воевали друг с другом за «единый аз», за пустую букву, которая никому спасения не приносила… В эпоху Екатерины Великой, когда громили монастыри… В синодальные годы, когда казалось, что Церковь превратилась в бездушный, неповоротливый чиновничий аппарат… Да мало ли бывало тяжких эпох в истории Церкви? Десятой доли таких испытаний хватало, чтобы в пыль стереть любой человеческий институт, любое, самое могучее земное учреждение, любое государство, любое сообщество.

Но Церковь стоит и будет стоять, пока хоть в одном храме с подлинной верой повторяют: «Верую… во едину святую, соборную и апостольскую…» Церковь стоит на этой молитве. В небесах её держит Господь, а на земле — миллионы наших сердец.

Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая