Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

19 августа — Преображение Господне

…И СТАНЕТ ФАВОРОМ ВЕСЬ МИР

С детства помнится фраза, вычитанная у Ивана Ефремова: «Не спи! Равнодушие — победа Энтропии чёрной!..» Это — по Ефремову — слова той песни, которою будили космонавтов, на время путешествия погружённых в долгий искусственный сон-анабиоз. В детстве, конечно, не понимал, что это за «Энтропия чёрная», но звучали ефремовские слова очень внушительно, и представлялось, что энтропия — это что-то чудовищное, что-то бесконечно страшное… И когда в старших классах узнал, что энтропия — это убывание энергии в замкнутой системе, был несколько разочарован: слишком уж отвлечённо звучат такие слова, не внушительно и не страшно. А потом понял: убывание энергии — это, собственно говоря, смерть, это зло как таковое — не сущность, но отсутствие сущности, не бытие, но разрушение. Убывание. Это та самая тленность, которая изначально присуща всему творению, то хищное, вечно готовое перейти в наступление Небытие; стоит лишь зазеваться, стоит лишь опустить руки — и оно тут же начнёт свою разрушительную работу, уничтожая, грызя, сжигая холодным, чёрным огнём всё сущее. «Не спи же! Равнодушие — победа Энтропии чёрной!..»

А может ли в нашем мире состояться победа над энтропией? Мы ведь боремся с ней — можно сказать, что вся история человечества посвящена только этой борьбе: мы трудимся, мы организуем материю в некие новые, сложные формы, мы возводим здания, копаем каналы, строим хитроумные механизмы, мы творим культуру, мы создаём произведения литературы и музыки, мы, наконец, рожаем новых людей, восполняя убывающий род людской, и всё это вместе есть как бы плотина против наступающей на нас энтропии. Но она всё равно наползает на мир, она сокрушает все наши постройки, ломает механизмы, подвергает неизбежной дряхлости и смерти человеческие тела и самую духовную культуру, которую мы гордо именуем вечной, отдаёт в жертву меняющемуся времени… И нет спасения от тления, ибо мир по природе своей тленен. Иногда даже кажется, что, собственно, единственное, что в полной мере принадлежит нашему миру, — это именно тление, а всякое наше противодействие тлению — это не от мира сего, это чудо, это Божье.

И человечество с тревогой прислушивается само к себе: есть ли в нас ещё силы для войны с энтропией? Не иссякло ли у людей чудесное свойство борьбы с тленом? А ведь порою кажется: всё, конец, силы на исходе, лучше покориться, лучше не восставать на главный закон мира, не отстраивать заново песчаную дамбу, которую раз за разом размывают волны небытия. Сегодня мы особенно остро переживаем именно такой период всесветной усталости, и всё больше и больше людей считают борьбу бесполезной и глупой, боятся приложить малейшее усилие, захлёбываются и тонут в тлене, в бессмыслице, в хаосе.

Но был в истории человечества один момент, когда на земле блеснуло нечто нетленное. И память об этом моменте сохранена в таких словах:

«…Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк.9,2—3).

Эти блистающие, весьма белые одежды, — как волнует упоминание о них! Казалось бы: если Господь преобразился плотию Своею, то одежды-то тут при чём? Они ведь не часть плоти!.. Но нет, — и хитон, сотканный Богородицей, — и он приобщился нетления, и он заблистал такой белизной, как на земле белильщик не может выбелить. Земной белильщик, как ни трудись, но совершенная, нетленная, не причастная никакой грязи белизна не в его власти. Евангелист Марк в нескольких кратких словах показывает нам, чего стоят все человеческие заботы о вечности своего дела по сравнению с нетленным делом Божиим.

И сейчас, размышляя над смыслом праздника Преображения Господня, вдруг понимаешь: Преображение — это победа над тленностью мира, окончательная и сокрушительная победа над энтропией. Преобразившись на горе Фавор, Господь показал нам, как будет выглядеть нетленная материя, каким будет мир без энтропии. То Преображение, что видели Пётр, Иоанн и Иаков, длилось несколько кратких минут, а то преображение, которое ждёт наш мир в конце времён, будет вечным. И надо понимать, что мы сейчас празднуем не только память о событии, бывшем некогда на малой точке земли, но и ожидание того события, что грядёт и не замедлит. Помните, как сказал апостол Павел:

— Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою (1Кор.15,50—54).

Смерть — то есть хаос, то есть тлен, то есть энтропия.

А в другом месте тот же апостол сказал:

— Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё (Флп.3,20—21).

То есть то памятное Фаворское Преображение будет пережито и людьми, и людям дано будет почувствовать, каково это — облещись в нетленную, сияющую, вечную плоть; и если Пётр, лишь со стороны наблюдая за отсветом этой блаженной вечности, смог только пролепетать: «Господи, хорошо нам здесь!..», — то что же скажут люди, на себе познавшие эту радость?

Для того и дан нам праздник Преображения, чтобы мы яснее видели ту цель, к которой идём, — а идём мы ко вселенскому Фавору. Стоит ли нам думать об этой цели? Стоит, хотя бы для того, чтобы меньше ценить этот мир, изъеденный тленом, рассыпающийся под рукой, как сгоревшая бумага. Стоит, хотя бы ради того, чтобы каждый земной белильщик лишний раз понял: так выбелить ткань, чтобы она навсегда осталась чуждой грязи, ему не суждено в этом мире никогда. Вы понимаете, конечно, что не о белильщиках только я говорю, но обо всех честных тружениках земли, которые сражаются с энтропией, но неизменно терпят поражение: врач никогда не исцелит больного окончательно, строитель никогда не построит вечно стоящее здание, учитель никогда не вложит в головы учеников всей полноты знаний, и поэт никогда не сумеет достучаться до каждого человеческого сердца… Да и счастье наше — то, что мы называем «простым человеческим счастьем», — кому суждено его достичь, тотчас поймёт, какое оно хрупкое, какое неполное, какое кратковременное… Как сказал поэт:

— Наши радости как персик: с одного бочка помяты…

Но как сказал святой богослов:

— Для чего прилепляться ко временному? Дождусь архангельского гласа, последней трубы, преобразования неба, претворения земли, освобождения стихий, обновления целого мира (святитель Григорий, вселенский учитель).

Праздник Преображения Господня как раз и даёт нам силы для такого ожидания. Даёт нам силы против того равнодушия, в которое невольно погружается душа, уставшая видеть тщету человеческих усилий и постепенное наползание зла, того равнодушия, которое так тревожило даже атеиста Ивана Ефремова, зорко заметившего, что оно — «победа Энтропии чёрной».

И вот напоследок слова ещё одного великого святого богослова, на этот раз русского, — свт. Игнатия Брянчанинова:

— Евангелие есть изображение свойств нового человека, который Гос­подь с небесе. Этот новый человек — Бог по естеству. Святое племя Своё человеков, в Него верующих и по Нему преобразившихся, Он соделывает богами по благодати. Вы, которые валяетесь в смрадном и грязном болоте грехов, находите в нём наслаждение! Подымите главы ваши, взгляните на чистое небо: там ваше место! Бог даёт вам достоинство богов; вы, отвергая это достоинство, избираете для себя другое: достоинство животных, и самых нечистых. Опомнитесь! Оставьте болото зловонное; вычиститесь исповеданием грехов; умойтесь слезами раскаяния; украсьтесь слезами умиления; подымитесь от земли; взойдите на небо: вас возведёт туда Евангелие. Дондеже свет имате — Евангелие, в котором сокровен Христос, — веруйте во свет, да сынове Света — Христа — будете.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая