Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

1 августа — память прп.Серафима Саровского, обретение мощей

СПАСАТЬСЯ УДОБНЕЕ ВСЕГО В РОССИИ

(Почитание саровского старца на Афоне)

Есть на земле особые святые места, которые православные называют уделами Божией Матери: Первый удел — это Иверская земля (нынешняя Грузия), куда Ей выпал жребий идти проповедовать слово Божие; Второй — это Афон (вся Святая Гора); Третий — Киев (Киево-Печерская Лавра); Четвёртый — Дивеево.

Родство Афона и Дивеева при всей разности, на первый взгляд, этих мест весьма тесное. «…Как Я раба моего Антония вывела из Афонского жребия Моего, Святой Горы Моей, чтобы он здесь, в Киеве, основал новый жребий Мой — Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди… на север России… и будет место, где Я… осную такую обитель великую Мою, на которую низведу… все благословения Божии и Мои со всех трёх жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева… равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это Четвёртый жребий Мой во вселенной…», — сказала Божия Матерь в сонном видении Агафье Семёновне Мельгуновой. Преподобного Антония вывела Богородица с Афона, старицу Агафью из Киева привела в Дивеево.

Прп.Серафим никогда не был на Афоне. И более того, никого не благословлял отправляться туда: «Многие являлись к отцу Серафиму, просить благословение удалиться для спасения души на Афон, но старец никому благословения не давал, говоря, что там очень трудно, невыносимо скучно. Спасаться, по его мнению, всего удобнее в православной России», — говорил игумен Николо-Барковской пустыни Георгий, бывший гостинник Саровской пустыни. Что же, преподобный недооценивал это благодатное место?

Поразительно: человек, не имевший ни телефона, ни телеграфа, не читавший газет и не общавшийся с кем-либо из афонцев, так хорошо знал всю афонскую ситуацию.

В 1821 году, когда началось восстание греков против османского ига, Афон был втянут в эту борьбу. В результате — десять лет оккупации, когда, с одной стороны, можно было погибнуть от турок, оккупировавших Афон, а с другой — быть захваченным разбойниками и проданным в рабство. Русских монахов на Афоне в то время не осталось почти никого, это было время не молитвы, а мученичества.

Но святой Серафим прозревал гораздо дальше. Греческий народ, вышедший на борьбу с иноверными захватчиками, так зажёгся этой борьбой, что обратил свой гнев на своих единоверцев, ни в коем случае не желавших им зла. Русским монахам пришлось многое перенести в те годы от греков, и было им «очень трудно, невыносимо скучно».

Пантелеимонов монастырь был занят греками, и пришлось потратить много сил, запастись великим терпением, чтобы войти в его врата небольшой общиной. А когда община эта увеличилась, пришлось перенести Греко-русский Пантелеимоновский процесс 1975 года, столь тяжёлый для верующего сердца, и добиваться правды у Константинопольского Патриарха. И далее национальная рознь делала жизнь трудной русским монахам — даже в таком святом месте.

Но сегодня преподобный Серафим — самый почитаемый русский святой на Афоне. Греки, очень ценящие своё богословское и культурное наследие, отдают дань почитания этому великому святому, который является иллюстрацией слов апостола Павла, что в новом, святом человеке нет «ни эллина, ни иудея» (Кол.3,11).

Но дело не только в этом. В истории Афона был трудный период, когда пришлось отстаивать монашеское делание, защищать исихазм, доказывать нетварность Фаворского света. Поэтому все афонские монахи-греки хорошо знают «Беседу преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым». Прп.Серафим, не бывая на Афоне, удивительно близок афонцам по своему монашескому деланию. Однако пока на Афоне мало храмов или параклисов, посвящённых преподобному. Самый известный из них — в монастыре Григориат. Игумен этого монастыря, учёный монах, автор книги «Обожение как смысл человеческой жизни», в 2008 году радушно принимал в монастыре архиепископа Нижегородского Георгия, посланника Дивеева, который привёз в Грецию для поклонения частицу мощей преподобного Серафима.

«Цель христианской жизни — стяжание Святого Духа» — это знает каждый православный человек, открывавший хоть раз книгу о преподобном Серафиме. Обожение достигается через стяжание Святого Духа. «В конце концов, все добродетели, как бы велики они ни были, не представляют собой цели нашей христианской жизни, а суть лишь средства и способы, приготовляющие нас к принятию обожения, к стяжанию, — словами прп.Серафима Саровского, — благодати Святого Духа», — пишет архимандрит Георгий,

Есть на Афоне и русская келья преподобного Серафима. Находится она в двадцати минутах ходьбы от Кареи. Необычную историю её появления описал Михаил Талалай в книге «Русский Афон», вышедшей в 2009 году в издательстве «Индрик»: «Её хозяин попал на Афон, можно сказать, случайно. Потом машина, на которой он ехал с монахами из Кутлумуша, упала в пропасть. Он остался жив и был пострижен в монастыре Кутлумуш. Затем получил келию и построил в ней храм преподобного Серафима Саровского. Его келия — большое двухэтажное здание с десятком комнат. Церковь благолепно украшена. Есть и икона преподобного с частицей мощей, которую подарил ему русский архиерей».

Немало можно встретить икон преподобного: и самых простых бумажных, маленьких, и на досках — писаных, больших и красивых. Если зайти в монастырь Кутлумуш, находящийся рядом со «столицей» Афона Кареей, то около порты (так называют монастырские ворота на Афоне) увидим икону преподобного. Также в трапезной монастыря св.Павла (Ксиропотамского) в росписи есть изображение русского святого.

Конечно, место особого почитания преподобного — это Пантелеимонов монастырь. Среди братии этого монастыря был монах, очень похожий на преподобного Серафима. Был он очень простым человекам, а его богословские труды знают по всему миру, перед его мудростью преклоняются самые учёные мужи. Это преподобный Силуан (Афонский). Если святого где-то почитают, то в этом месте должны обретаться его ученики. В писаниях преподобного Силуана практически нет главы, где бы не упоминался великий русский святой Серафим. Сам он не видел старца, но жил рядом с теми, кто этой чести удостоился.

«Там же (в Старом Русике) был схимонах отец Израиль. Он видел Божию Матерь. Был он очень старый и когда жил ещё в России, то ходил к преподобному Серафиму Саровскому и видел его живым ещё. Жил отец Израиль в том самом домике, где теперь кипера («кипос» — огород или сад по-гречески); там была трава, и мы её косили. Однажды пошёл я к нему; он сидел на лавочке под зелёным дубом. Росту он был высокого; сам сухой; сидит, чётки в руках. Я был молодой монах, подошёл к нему, низко с благоговением поклонился и говорю: «Благослови, отче». А он ласковосказал: «Бог тебя благословит, чадо Христово». Я и говорю ему: «Батюшка, вот вы один; хорошо вам здесь умною молитвою заниматься». А он отвечает: «Молитва дура не бывает, а вот мы­то дураки». Мне стало стыдно, и я не посмел его более спрашивать, но и смысла его слов не понял. После уже понял я, что «мы­то — дураки», потому что жить, как должно, и работать Богу не умеем.

Кроме старца Израиля у нас в монастыре были ещё двое, которые ходили к преподобному Серафиму, — отец Савин и отец Серафим, они были тамбовские». Их разделяло и время, и пространство, но, казалось, они получают уроки Божественной мудрости от самого Серафима. «Судя по Писанию и характеру народа нынешнего, мы живём последнее время, и всё же надо сохранить мир душевный, без которого нельзя спастись, как сказал великий молитвенник земли Русской — преподобный Серафим. При жизни преподобного Серафима за молитвы его Господь хранил Россию».

Преподобный Силуан сподобился Божественной благодати, а после тяжело ощущал её утрату. И он духом знал, что подобное переживал его великий предшественник: «Преподобный Серафим был 27 лет, когда увидел Господа, и душа его настолько возлюбила Бога, что он от сладости Духа Святого весь изменялся; но после он вышел в пустыню и, познав, что с ним нет той благодати, три года стоял на камне, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». «И вдруг душа теряет такую благодать Господню; и думает тогда: чем-нибудь я оскорбил Владыку; буду просить Его милость; может быть, Он снова даст мне сию благодать, ибо душа моя уже ничего не хочет в мире сем, кроме Господа. Любовь Господня так горяча, что если вкусит её душа, то уже ничего другого не желает она; и если потеряет её или если умалится благодать, то какие молитвы изливает тогда душа пред Богом, желая снова обрести благодать Его. Так преподобный Серафим выстоял три года день и ночь на камне, ибо душа его познала Господа, и усладилась Его благодатью, и возлюбила Его до конца». Откуда он мог это знать? Святым дано такое ведение.

Также Духом Святым афонские подвижники видят в преподобном Серафиме своего учителя и собрата. Греческие монахи хорошо знают его житие. «Я в Каракале и в Симонопетре слушал, как читают его житие (или текст «Беседы с Мотовиловым», не помню) на трапезе. И все его знают. Это не менее важно, чем изображения», — говорит сербский писатель Павле Рак, автор книг об Афоне, сам одно время бывший послушником в монастыре Каракал.

Действительно, это знание важнее, чем икона. Икона может быть забыта, потеряна, а такое знание живёт в сердце.

И ещё одно свидетельство: Афонский Серафим Саровский — так многие греки называют великого старца современности Паисия Святогорца.

В Карее есть сербская келья Постница. Создана она святым Саввой Сербским, самым почитаемым в Сербии святым. Приходят русские паломники, и их встречает тропарём преподобному Серафиму монах Никодим, несущий нелёгкую службу. Ведь по уставу святителя Саввы, в этой келье установлено непрерывное чтение Псалтыри. Так что можно сказать, что на Афоне имя преподобного Серафима спустя более 170 лет со дня преставления — на слуху.

Недалеко от Андреевского скита есть большая Благовещенская келья Симонопетрского монастыря, раньше бывшая русской. (Второй настоятель кельи отец Артемий, родом кубанский казак, прослужил на военной службе 25 лет, участвовал в усмирении Кавказа и в Русско-турецкой войне.) Греческая братия с радостью показывает нам небольшую святыньку, пришедшую из современной России: кусочек камня, на котором молился великий русский подвижник — прп.Серафим Саровский. Думаю, таких мест на Афоне, где чтут память преподобного, немало.

Вещи преподобного Серафима Саровского бережно хранятся в Пантелеимоновом монастыре в параклисе святого Димитрия Солунского рядом со святыми мощами.

Хочется вспомнить и свой личный опыт, маленькое чудо, бывшее со мною и моими друзьями от преподобного Серафима. Однажды 31 августа мы оказались на Каруле — в месте, где ранее подвизались самые суровые подвижники. Приближался день памяти святого, но нельзя было и мечтать попасть на службу: до ближайшего храма, греческого, был довольно трудный путь по скалам. Рядом была келья иеросхимонаха Феодосия, известного русского святого, подвизавшегося здесь в XIX—XX веках. Келья пустовала, но каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что в ней идёт служба на церковнославянском языке! Служили русские иеромонахи-отшельники, специально пришедшие почтить память св.Серафима. Быть может, кому-то покажется это простым совпадением, но мы восприняли это как заботу преподобного Серафима.

Есть ещё один интересный факт, иллюстрирующий непрерывающуюся связь Второго и Четвёртого уделов Божией Матери.

«Для дела прославления прп.Серафима Саровского Господь избрал известного афонского монаха Рафаила Трухина, насельника Пантелеимоновой обители: предписанием Священного Синода в декабре 1889 года он был направлен в Россию и сразу начал проводить огромную работу по подготовке к канонизации [преподобного Серафима]: осуществлять сбор и систематизацию сведений о святом и о его благодатной помощи людям, заниматься реконструкцией мест, связанных с памятью преподобного».

На Афоне немало пострижеников в честь преподобного Серафима. Один из них, серб по национальности, схимонах Серафим, живёт на Каруле. Он-то невольно указал на ещё одну особенность почитания преподобного Серафима, написав мне в письме: «Тот, который не признаёт прп.Серафима, — тот для меня идиот, и больной, и бесноватый…» (передаю дословно, но надо учитывать довольно ограниченный словарный запас его русского языка и некоторую свойственную монахам категоричность суждений).

И действительно, как человек может называть себя православным и не почитать преподобного Серафима? Такие святые, как преподобный Серафим и преподобный Силуан, стяжавшие благодать Святого Духа, стали своего рода критериями принадлежности к Церкви. Поэтому и в Греции, и в Америке, и в Таиланде, и везде, где есть православные, всегда будут почитать преподобного Серафима Саровского. Это святой, в котором стираются все различия, все противоречия, все границы. Это святой, следуя за которым мы достигнем Царствия Небесного.

Павел ТРОИЦКИЙ

предыдущая    следующая