Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Праздник Крестовоздвижения

СОХРАНИТЬ РАДОСТЬ ДЕТСТВА

В пос.Юкки Ленобласти открылся класс «Русской Классической Школы»

В наше время одно слово «школа» вызывает у многих родителей тоску и безпокойство. А спросите детей во время каникул, скучают ли они по школе. Ну, если только это конец августа, когда они вдоволь нагулялись и соскучились по школьным друзьям. И подобный настрой большинства школьников вряд ли можно списать на лень и жажду развлечений. Но есть и счастливые исключения. Образовательная система «Русская Классическая Школа» (РКШ) сейчас весьма известна, по ней работают более 70 учебных заведений России и множество семейных классов. Изучив основные принципы и методики РКШ, зная замечательные результаты, которых достигают обучающиеся по ней дети, этой осенью в пос.Юкки при храме Рождества Иоанна Предтечи открыт подготовительный класс. Как и чему обучают детей в системе РКШ, рассказывает педагог Юлия ПОДЗОЛОВА.

С чего начиналась «Русская Классическая Школа»? В середине 2000-х годов родители и педагоги Екатеринбурга объединились для поиска ответов на вопросы: почему детям в школе не радостно и интересно, а тяжело и скучно, почему, жизнерадостные и любознательные, поступив в школу, они становятся апатичными или раздражительными? Почему дети не любят читать, не умеют решать задачи, неграмотно пишут, не понимают заданий в учебниках и не могут самостоятельно делать домашние задания? Был проведён целый ряд экспертиз образовательных методик и учебников. В результате был сделан вывод, что бо΄льшая часть проблем вызвана тем, что действующие школьные методики не соблюдают основных законов педагогической деятельности! Мышление и навыки ребёнка развиваются постепенно, и учить его полезно лишь тому, для чего он созрел, что способен понять и что вызывает у него интерес. Это называется законом природосообразности, который обязательно должен учитываться при обучении ребёнка в школе. Выдающийся русский педагог XIX столетия К.Д.Ушинский на практике показал, что приёмы обучения ребёнка должны вырастать из своеобразия его мышления и мировосприятия. Он создал целостную и гармоничную систему отечественной школы, основные принципы которой сохранялись в советском образовании того периода, когда оно признавалось одним из лучших в мире.

В нынешней школьной практике закон природосообразности не соблюдается: ребёнка пытаются учить тому, что он не способен понять и усвоить просто в силу своего возраста. У детей накапливается тайное уныние, оттого что они вынуждены ежедневно делать то, что им непосильно и неинтересно. В итоге они лишаются не только познавательного интереса, но и радости детства. Волна разнообразных нервно-психических расстройств, захлестнувшая детей школьного возраста, во многом связана с обучением в школе.

Второй ключевой принцип — осознанность обучения: «Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». То есть осознанность возникает в результате активной самостоятельной деятельности ребёнка, организованной учителем. Если ученик на самом деле понял материал урока, он способен сам и без особого напряжения выполнять домашние задания. Однако от родителей нынешних школьников часто можно слышать: «Наконец-то мы пере­шли в следующий класс», — так как зачастую они вынуждены учиться вместе с ребёнком, а порой и вместо него.

Современная школа уже не даёт фундаментального образования. Тексты современных учебников схоластичны и наукообразны до такой степени, что часто непонятны даже образованным взрослым. Абстрактность методик выражается в том, что вместо того, чтобы научить ребёнка делать что-то, ему сложно объясняют, как он должен это делать. Это как если бы вместо возможности побегать его сначала заставили бы изучить инструкцию по бегу: 1) наклони корпус тела вперёд под углом 30 градусов; 2) перенеси тяжесть тела на впереди стоящую ногу; 3) позади стоящую стопу согнутой в колене ноги упри в пол — и т.д. Абсурд подобного подхода очевиден.

Методика РКШ в этом принципиально отличается от существующих. Обучаясь по ней, дети воспринимают познание как свою природную потребность, испытывают радость от получения новых знаний и собственных достижений, а не считают школу тяжёлой повинностью.

Ещё один серьёзный момент: из современной школьной системы изъяты воспитательные задачи — в учениках не развиваются такие важные личностные качества, как нравственность, трудолюбие, ответственность и самостоятельность. РКШ же считает их принципиально важными, уделяет особое внимание созданию дружественной атмосферы в классе и опирается на взаимопонимание родителей и педагогов, придерживающихся единых духовно-нравственных принципов.

Поскольку на государственном уровне все вышеназванные проблемы образования пока не решаются, образовательная система РКШ является тем спасательным кругом, который протянут её создателями всем неравнодушным родителям и педагогам. В течение десяти лет методики РКШ были протестированы в различных образовательных учреждениях РФ. Создан официальный сайт «Русская Классическая Школа», где можно получить ясное представление об этом проекте.

В чём заключается особенность обучения дошкольников в РКШ?

Даже если ваш ребёнок готовится к поступлению в государственную школу, подготовка по методике РКШ, помимо знаний, требующихся от будущего первоклассника, даст ему ряд ценных навыков и умений, которые крайне важны, но на формирование которых у государственной начальной школы нет времени.

РКШ основана на образо-вательно-воспитательной сис-теме выдающегося отечественного педагога К.Д.Ушинского. В основу обучения грамоте Ушинский положил звуковой метод и позиционный принцип русской графики. Звуковой метод — это рациональный способ обучения, понятный и близкий ребёнку, поскольку именно таким путём человечество некогда изобрело письменность. С самого начала обучение связано не с механическим запоминанием и абстрактными схемами, но основано на собственных открытиях и наблюдениях ребёнка, что делает учёбу осознанным и увлекательным занятием, формирует исследовательский, творческий подход. При обучении по методике К.Д.Ушинского много внимания уделяется развитию фонематического слуха, так как при его неразвитости человек воспринимает (запоминает, пишет) не то, что ему сказали, а то, что ему слышится. Многие родители и учителя сталкиваются с тем, что ребёнок часто либо не понимает сказанного, либо понимает по-своему, путает значения слов, на письме пропускает буквы или заменяет их другими. Хорошо развитый фонематический слух является профилактикой дислексии и дисграфии и необходимым условием грамотного письма.

По методике РКШ обучение чтению — побуквенное и только на втором этапе — слоговое. Во-первых, это связано с тем, что ребёнок с самого начала должен воспринимать слово в его смысловой целостности и чувственно-эмоциональной полноте, а этому мешает дробление на слоги. Во-вторых, данная система обучения нацелена не на демонстрацию внешних показателей: скорость чтения (а по сути, звукоизвлечения) и темпы освоения школьных программ, — а на поступательное гармоничное развитие всех познавательных способностей ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями. С первых уроков исключено замыкание внимания на конкретном прочитанном слове, так как учитель использует его как повод для увлекательной беседы, в ходе которой ребёнок учится наблюдать и анализировать себя и явления окружающей его жизни. В результате чтение становится для него источником радостного узнавания, а не тягостной обязанностью. То, что государственные школьные методики не учитывают этого, и приводит к тому, что современные дети в подавляющем большинстве не любят и не хотят читать.

К.Д.Ушинский считал, что в слове очень важен эмоциональный, чувственный посыл, заложенный в нём в момент возникновения. Поэтому ребёнку надо дать возможность «прожить» слово, почувствовать его. Это обогащает его душу, позволяет развивать логическое знание без ущерба для художественного, интуитивного познания мира.

В послеазбучный период осмысленность остаётся главным принципом обучения чтению. Учебные пособия, созданные К.Д.Ушинским и доработанные в соответствии с требованиями нашего времени создателями РКШ, построены на христианском понимании слова «образование». Обучение конкретным навыкам и умениям, развитие мысли ребёнка неотрывны от заботы о питании и возношении его души. Тексты, подобранные Ушинским и написанные им самим, высокохудожественны и высоконравственны, но в них нет и тени морализаторства. Душа ребёнка увлекается переданной в них красотой чувства и поступка, и он начинает искренне любить их.

Важнейшей формой работы в послеазбучный период является подробная беседа о прочитанном. Диалог учителя и ученика —
это замечательное упражнение в развитии дара слова. «Давая полные ответы на вопросы, дети учатся правильно выстраивать фразы, находить уместные и точные слова. Это происходит при напряжённой мыслительной работе, ибо отдельно от мысли язык не развивается… К.Д.Ушинский рассеивает сложившееся убеждение, что развить дар слова может только одно чтение книг. Чтение без упражнений может только развить ум, но не привьёт способность ясно, последовательно и красиво излагать мысли», — считает разработчик блока словесности РКШ И.А.Горячева.

Столь же продуманна в РКШ и методика обучения письму. Это постепенный процесс, позволяющий сохранить здоровье детей и сделать обучение письму увлекательным и гармоничным. Во-первых, восстановлено отношение к процессу письма как к искусству, то есть каллиграфии. В этом и эстетическая ценность метода, и его психотерапевтическое воздействие на ребёнка. В современных школах давно введена практика безотрывного письма. Целый ряд исследований подтверждает, что такой способ письма приводит к физическим и эмоциональным перегрузкам ребёнка, закрепляет неправильную осанку (а значит, приводит к проблемам с позвоночником). Причина всё та же — скорость как основной показатель успешности ученика. Поэтому если на первом этапе обучения отрывное письмо, практикуемое в РКШ, возможно, и уступает по скорости, в дальнейшем оно даже обгоняет безотрывное, не говоря уже о красоте почерка.

Выполняя задания в тетрадях в клетку, дошкольники в РКШ учатся ориентироваться в пространстве листа, видеть пересечения линий, развивают свой глазомер и мелкую моторику, при этом задания эстетически увлекательны. Обводка специальных каллиграфических рисунков развивает вкус к изяществу и гармоничности линий, приучает руку ребёнка к плавным движениям. Письменная буква воспринимается как законченный образ, вырастающий из отдельных знаков — палочек, крючочков, петелек, овалов. Затем буквы, подобно изящным бусинам, нанизываются на единую нить, и возникает сверкающее смыслом и красотою слово.

Сначала дети учатся писать мелом на специальных дощечках (в произведениях наших классиков они называются грифельными или аспидными). Доска разлинована подобно дореформенным тетрадкам, в мелкую косую линейку, что служит надёжной опорой для ещё нетвёрдой руки ребёнка. Если что-то не получилось, он может стереть и написать заново, а не расстраиваться при виде своей неудачи. Это защищает ребёнка от разочарований на начальном этапе обучения, помогает ему получать удовольствие от самого процесса обучения, радоваться своим личным достижениям, а не зависеть от похвалы учителя или сравнения себя с другими.

За год до школы дошкольники учатся писать в прописях. Прописи имеют подобную графическую сетку, что является хорошим тренажёром для руки и глазомера ребёнка. Пишут механическим карандашом со стержнем 0,5 мм. Да, стержень часто ломается, но в том случае, если ребёнок прикладывает излишние усилия. Задача же в том, чтобы научить его писать свободно, защитив от психического и физического перенапряжения при письме.

В конце первого класса, после того как ребёнок научился хорошо писать карандашом, в качестве своеобразной награды он получает ручку-макалку (перо, обмакиваемое в чернила). При использовании пера многие необходимые навыки: нажим, наклон, чередование напряжения и отдыха — формируются естественным образом, без ненужного рационального контроля и физического перенапряжения. Эстетическая сторона каллиграфии не только способствует развитию у детей художественного вкуса, но и облегчает процесс формирования таких важных учебных качеств, как усердие, прилежание, требовательность к себе.

Занятия по подготовке детей пяти, шести лет к школе при храме в Юкках начались в октябре. Курирует работу подготовительной группы Елена Александровна Мильчакова (матушка Елена).

Задать вопросы и записаться на занятия можно у педагога Юлии Германовны Подзоловой (контактная информация: адрес электронной почты podzol69@gmail.com, страница в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/podzoloff). Приходите!

предыдущая    следующая