Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Время веры

С НОЕМ В КОВЧЕГЕ ЖИЗНИ

Сложно представить человека, который ни разу в жизни не слышал бы имени Ноя и не имел представления о Всемирном потопе. Но, как в каждом предании, здесь есть моменты, которые вызывают вопросы и заставляют размышлять о минувших событиях. Почему же нам, людям, живущим в XXI веке, так важно помнить о событиях, связанных с потопом? Для понимания этого следует обратиться к толкованиям Ветхого Завета.

В тексте Священного Писания говорится, что Господь истребил весь человеческий род. Однако это не совсем верно, ведь Ной и его семья были спасены. Нет, это было именно искоренение зла, царствовавшего на земле, это было очищение. Вспомним, что стало с потомками Каина. Прекрасные города, построенные потомками братоубийцы, процветающая культура — именно они стали родоначальниками музыкантов, т.е. и искусство не было им чуждо. Однако мира среди них не было! «Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа» (Быт.4,22). По мнению некоторых толкователей, здесь имеется в виду изготовление оружия, так как говорится ведь не об искусстве добывания металлов, но об искусстве их обработки: первое имеет большее значение для истории человеческого прогресса, второе — для истории человеческой вражды. Грех, впущенный через убийство, разрушал всё, повсеместно происходили войны, насилие, новые убийства... И втянутым в него оказалось всё человечество. Люди были настолько порабощены грехом, что Ной (в своё время) оказался единственным праведником. И Господь раскаялся, что создал людей (выражение «Господь раскаялся» говорит о будущей неотвратимости наказания). Ведь Бог не был безразличен к тому, что люди грешат и творят зло против нравственности. Но даже до последнего дня — пока воды потопа не обрушились на землю — у людей была возможность избегнуть кары. Сначала было дано 120 лет, в течение которых Ной проповедовал и увещевал, потом ещё 7 дней. Кстати, некоторые толкователи считают, что только слова: «И затворил Господь за ним» (Быт.7,16) — были тем моментом, когда путь к спасению для грешников закрылся. Многие исследователи даже считают, что сам Дух Божий сражался с грешниками через Ноя и его проповедь. Увы, сознание, искажённое грехом, не поддаётся вразумлению, пока не становится слишком поздно.

Ной стал для нас примером стойкости и полного послушания и доверия воле Гос­пода. Во-первых, Ной не колеблясь поверил в то, что казалось невозможным: вода придёт и истребит всякую жизнь на земле. Во-вторых, Ной и сам потрудился для своего спасения, своими руками построил ковчег (а не молил Господа спасти его чудесным образом), пытался привести к спасению других. Кроме того, он терпеливо сносил насмешки от окружающих людей, считавших его глупцом и безумцем. То есть Ной совершил и духовный, и физический подвиг. А также подвиг терпения: Бог ведь не раскрыл сроки окончания наказания, воды пришли и ушли не за один день, много месяцев ковчег носился по водам. Поистине надо иметь великую веру и доверие к Отцу Небесному, чтобы не пойти на поводу у порочного рассудка и не впасть в уныние. Если Каин впал в грех перед лицом неудачи, а его потомки — перед лицом успеха, то Ной, благодаря своей вере, прошёл все испытания и стал наследником праведности. Заметьте, даже из ковчега Ной не вышел, пока Господь ему не повелел сделать это.

В тексте предания о потопе часто встречаются места, смущающие и вызывающие недоумение. Например, гибель не только людей, но и животных. Возникает вопрос: неужели Господь так жесток, что наказал невиновных? Конечно, нет. Надо понимать, что животные ещё со времён Адама были даны во власть человеку и связаны с ним: пал человек — пали и они и были уничтожены, как и весь осквернённый грехом мир. К тому же мы знаем, что и о них побезпокоился милосердный Господь, повелев Ною взять в ковчег по паре чистых и нечистых животных. Кроме того, хотя после потопа власть людей и стала властью страха, а не любви, и животные теперь отданы в пищу, но человек не должен угнетать их: «Праведникъ милует души скотов своих» (Притч.12,10). Ведь и Ной в ковчеге заботился о животных: разместил и кормил их, поскольку сами они в таких условиях не могли о себе позаботиться.

А тому, что животные были даны в пищу, имеется два объяснения: 1) плоды земные уже не питали, как раньше; 2) это было сделано для того, чтобы избежать поклонения животным как богам, — ведь нельзя поклоняться тому, кого можно убить и съесть. Однако был дан запрет употреблять кровь — так ставились моральные ограничения, чтобы человек не забывал, что хоть он и господин над всеми живыми существами, но над ним самим есть Бог.

Обратимся теперь ко времени, проведённому Ноем в ковчеге. В Священном Писании говорится о том, как Ной выпустил из ковчега на волю сначала ворона, а потом дважды выпускал голубя, чтобы узнать, не иссяк ли гнев Господа и не отступила ли где вода, обнажив сушу, пригодную для жизни. Зададимся вопросом: почему, выпустив в первый раз ворона, затем Ной предпочёл выпускать именно голубя? Некоторые исследователи считают, что ворон, питающийся падалью, мог поклевать мясо плавающих в воде трупов, голубь же птица чистая, кроткая, употребляющая в пищу зерно и ягоды. Здесь многие толкователи видят аллегорию: грешный человек и праведный человек. Грешник питает свою душу мерзостью, как ворон питается трупами. Голубь же — Дух Святой. А потому нельзя было начинать новую жизнь, строительство нового мира, с духовной нечистоты — со свидетельства ворона.

Будет уместно также вспомнить ещё один момент, относящийся ко времени пребывания Ноя в ковчеге, который может кого-то смутить. Выше мы говорили о доказательствах любви Божией к Ною. И вдруг мы читаем: «И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились» (Быт.8,1). Вспомнил?.. Толкователи считают, что нельзя понимать эти слова буквально. Гос­подь и не забывал о Своём избраннике и всей живой твари, что томилась вместе с ним в ковчеге. В данном случае говорится о том, что была возвращена Божия благодать человеку, исполнены обещания и воздана награда. Но одновременно это было и ещё одним испытанием — испытанием терпением: Господь не раскрыл сроки окончания наказания, воды пришли и ушли не за один день, и много месяцев ковчег носился по водам.

В заключение надо подчерк­нуть несколько моментов, имеющих важное значение и для современного человечества. 1. Следует помнить, что развращение души закрывает духовные очи. Человек не сознаёт себя и не может следовать путём праведности. 2. Для своего спасения каждый должен трудиться сам — и физически, и духовно. Ведь и Ноя Господь мог бы спасти неким чудесным способом. Но спасение невозможно без желания самого человека, которому Господь даровал свободу воли. Поэтому должно иметь место со-работничества с Создателем, а не пребывание в лености.

Печать Завета и жизнь после потопа

После потопа, когда схлынула вода и обнажилась суша, Господь заключил Завет с Ноем и его сыновьями, и печатью Завета стала радуга. Почему именно она? Ведь радуга была и прежде, это не было только что созданным Богом явлением. Чтобы понять это, вспомните, что радуга видна, когда тучи не сплошь покрывают небо, но остаётся просвет для солнца, а дождь не стоит сплошной стеной. Это напоминание об опасности: чем мрачнее небо и больше опасность, тем радуга ярче. (Из всех многочисленных легенд о потопе радуга — точнее, четыре радуги — как знак того, что гнев Божий миновал, встречается ещё только у народов Восточной Африки). Это обещание Бога, что воды не придут больше на землю, а благословение человечеству возобновляется.

Так, ранее говорилось о личной греховности людей, которая переходила уже в попрание всех нравственных устоев, и упорстве в грехах. Теперь же речь идёт о греховной наследственности, которая хоть и сбивает с пути, но за неё человек менее ответственен. Ранее правосудие было всеобщим, ныне же оно будет частным, а милосердие — всеобщим. И если ранее Завет был заключён только с Ноем, то теперь — и с его сыновьями, а в их лице и со всем будущим человечеством. Как до потопа Адам был началом всего живущего, так теперь от Ноя и его сыновей произойдёт новый мир.

Необходимо выделить ещё один момент, актуальный для современного мира: сыновьям Ноя, так же как некогда Адаму, дано было вновь повеление: плодитесь и размножайтесь. То есть они должны были вновь заселить всю землю. Однако каждый сын взял себе по одной жене. Это особенно важно помнить в наше время, когда то тут, то там раздаются голоса в защиту многожёнства.

Ной был назван до потопа единственным праведником, тем не менее его семья также была спасена. Поэтому как Ной послужил к спасению своих сыновей, так и родители служат ко временному спасению своих детей и указывают им правильный путь. Как писал свт.Иоанн Златоуст, «родители будут наказаны не только за свои грехи, но и за пагубное влияние на детей, успеют ли они довести их до падения или нет»; «Нерадение о детях больше всех грехов и доводит до самого верха нечестия»; «Не так жестоко изострить меч… и вонзить в самое горло сына, как погубить и извратить душу, потому что ничего нет равного ей у нас».

Но всё же спасение — дело личное для каждого человека. Это можно увидеть на примере одного из детей Ноя — Хама. Уже после выхода семейства Ноя из ковчега обращает на себя внимание тот факт, что, в отличие от братьев (даже старшего), у Хама уже есть сын — Ханаан. А мы знаем, что во время гибели всего мира женщины и мужчины были в ковчеге разделены (на это указывает перечисление: «И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег…» (Быт.7,7)), чтобы пребывать в целомуд­рии и быть достойными спасения. Хам же не удержал похоти своей. Это первый признак нравственного несовершенства Хама.

После же, когда Ной, опьянев, лежал нагим в своём шатре, Хам насмеялся над родителем и даже, вместо того чтобы прикрыть наготу отца, позвал своих братьев, чтобы вместе насмеяться над Ноем. Странным может показаться и опьянение Ноя — единственного праведника старого мира! Но, как считают некоторые исследователи, до потопа вино не делали и Ной не знал свойств нового вина в обновлённом мире. Есть и другое объяснение: Ной хотя и был праведным, но не был вовсе безгрешным (в силу первородного греха). Ной впал в безсознательное состояние, когда человек не различает добра и зла. И это — напоминание людям, что никогда не следует быть безпечными. Хам же проявил и отсутствие чувства долга, и злобную радость при виде того, что отец дошёл до смешного состояния. Он хотел и братьев сделать сообщниками своего гнусного поступка, но два других сына — Сим и Иафет, напротив, являются примером стыдливости (лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего), целомудрия, почтения к родителям и кротости, ведь они не стали упрекать своего брата. Они прикрыли наготу отца, как ранее Господь укрыл согрешивших прародителей. Сказано: «Почитай отца твоего и мать твою…» (Исх.20,12). Это единственная заповедь, за исполнение которой Господь обещает человеку награду уже в нынешней жизни: «…да благо ти будет и да долголетен будеши на земли…» А в Евангелии сказано: «…злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф.15,4). То есть время нашей земной жизни и благополучие человека связаны с исполнением заповеди о почитании родителей.

Итак, Ной, узнав о содеянном Хамом, проклял сына Хама и всё его потомство. Кто-то удивится: почему сына Хама, а не самого Хама? Считается, что проклясть самого Хама Ной не мог: тот уже получил благословение Божие, а оно не отнимается. Ханаан подвергся проклятию не только за грех Хама, но, без сомнения, и для того, чтобы в сыне отец понёс тем большее наказание...

Далее в тексте Священного Писания рассказывается о судьбе народов и отдельных людей, произошедших от сыновей Ноя. И из текста Священного Писания можно понять, что уже через недолгое время люди снова стали терять страх Божий и забывать о наказании. Как ранее каиниты (потомки Каина) сошли с праведного пути и грех, впущенный в мир, разрастался и множился, так после потопа люди стали сходить с путей праведности. На примере Нимрода (сына Хуша и внука Хама) показано, что честолюбие и гордость вновь пришли в мир. «Нимрод первым стал править как тиран, что ранее было не принято в народе, и правил в Вавилоне, названном так потому, что там смешались языки строителей башни. Ибо Вавилон означает «смешение», — писал блж.Иероним Стридонский. Нимрод на древнееврейском означает «восстанем», потому некоторые экзегеты считают, что это не имя собственное, а прозвание, данное за богопротивную деятельность.

Всё же с Ноем пришёл в мир покой, и ослабела Божья кара, как и надеялся отец его Ламех. Имя Ной и означает на древнееврейском «покой». Есть, однако, версия, что Ной (Ноах) также не имя собственное, а обозначение долготы времени, т.е. «переживший мир» (в шумерских и вавилонских мифах имена героев, переживших потоп, означают примерно то же самое: Зиусудра — «жизнь продлённых дней» — у шумер, Утнапиштим — «длинное время жизни» — у вавилонян). Мы же можем рассматривать это как духовную жизнь, продолжающуюся в нас. Ной жил так, будто Бог постоянно был рядом, как и должны жить все люди.

Так воды потопа стали водами очищения, как и воды Крещения — очищение старого мира от зла и возникновение мира нового. «Какие бывают страшные воды: воды потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, тёмные воды наводнений... И вот Христос пришёл на Иорданские воды... и окунается в эти воды... и началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира», — писал митрополит Антоний Сурожский. Ковчег же в данном случае отождествляется с Церковью Христовой. И выход из него был подобен выходу из вод смерти в новую жизнь.

Современному человеку не следует забывать о гневе Божием. Боговдохновенный автор не случайно поставил рассказ о потопе в центре праистории. События, произошедшие в те давние времена, касались в первую очередь избранного народа, выбранного и ведомого Богом и отошедшего от Него. И для тех, кто знал истинного Бога, наказание не было чрезмерным, как оно могло бы быть для народа, пребывающего в духовной слепоте. Так и мы ныне знаем истинного Бога, который открылся нам через Своего Сына. И спрос с нас будет более, чем с тех, кого и благодать Крещения не коснулась. И мы должны помнить, что хотя Господь и обещал не наказывать более человечество водами потопа, последствием греховной жизни может быть и иное наказание. Но как видно из текста Ветхого Завета, уже ближайшие потомки Ноя стали сходить с путей праведности. Вспомним ещё раз о Нимроде. В тексте Священного Писания он назван «сильным звероловом пред Господом» (Быт.10,9). Подобное описание обычно толкуют в значении «герой, воитель», т.е. человек, возможно и привлекающий своим характером людей светских, но также и обладающий гордыней и честолюбием, достигший власти над людьми. А вслед за гордыней в сердце человека неизбежно входят и другие грехи. Задача любого человека — следовать воле Божией. И тут предание о Ное и ковчеге спасения должно служить путеводной нитью к нравственному совершенствованию. В связи с этим хочется вспомнить ещё об одном: была лишь одна вещь, которую Ной сделал не по повелению Господа, — это жертва всесожжения. Она стала покаянием за прошлый грех человечества и благодарностью за спасение. Так и нам следует принимать всё от Бога с любовью и благодарить Его за милость к нам.

Диана РУБЦОВА, студентка 5-го курса РХГА, факультет теологии

предыдущая    следующая