Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

8 сентября 1941 — начало блокады Ленинграда

«МЫ ХЛЕБА ГОРБУШКУ, И ТУ ПОПОЛАМ!»

Помните строки из песни «День Победы»: «Этот день мы приближали как могли»? Слова эти — истинная правда, ибо весь советский народ — стар и мал, мужчины и женщины, каждый на своём посту — приближал день Великой Победы над фашистской Германией. Нашему народу предстояло пройти через нечеловеческие испытания, победить, избавить мир от фашистской чумы, показав всем, что дух русского человека не дано сломить захватчикам. 

Сегодня о близких людях, которые как могли приближали День Победы, рассказывает поэтесса Алла КОНСТАНТИНОВА.

«МЫ ХЛЕБА ГОРБУШКУ, И ТУ ПОПОЛАМ!»

Когда началась блокада, моя мама (по документам Розалия Ивановна Киселёва, в крещении Анна) приняла к себе в комнату в коммунальной квартире свою подругу детства Мотю (в крещении Матрону). Наступали лютые голодные и холодные блокадные дни, и они решили, чтобы выжить, жить вместе. Объединили свои скудные съестные припасы. Но поскольку долгой войны и блокады города не ожидали, запасов серьёзных не было. Работали обе для фронта — рыли противотанковые рвы, дежурили на крышах, гасили фугаски, по очереди на саночках ездили к незамерзающему крану под арку «Толстовского дома» за водой. Варили обои со стен комнаты (на обоях был клейстер), варили ремни и подошвы, столярный клей до состояния студня или желе, варили горчичники. Мама рассказывала, что горчичники немилосердно обжигали, всё внутри начинало гореть, зато какое-то время не хотелось есть. Вместе мама с тётей Матроной разбирали сараи, заборы, привозили домой дрова. Отапливалась комната печкой-буржуйкой, труба которой была выведена в форточку, спали обнявшись, чтоб было теплей. Когда получали хлебный паёк, делали так: разогревали воду в кастрюльке и бросали каждая от своего пайка по кусочку хлеба. Варили хлебный суп. Если была крупа, добавляли её. Если не было, ели без крупы. Просто кипяток и хлеб — вот и весь вам хлебный суп. И ели потом, поделив поровну, горячую похлёбку со своим оставшимся от пайка куском хлеба. Всё делали вместе и всем друг с другом делились. В победе нашей армии в войне ни минуты, даже в самое тяжкое время, не сомневались. Такое было состояние духа. Верили: мы победим, не можем не победить! И ещё обе знали, что непременно выживут, и детей народят, и внуков нянчить будут... Потому что их верующие матери и бабушки научили: делись, деточка, с ближним своим даже последним, пока делишься — будешь жить. Они обе остались живы.

КОРОВЫ ПРОТИВ ТАНКОВ

Сестра моей мамы Мария Ивановна работала ветеринарным врачом в Ленинградской области. При наступлении немцев ей поручили во что бы то ни стало спасти для страны племенной скот Ленобласти, объединённый в одно общее элитное стадо. Немцы наступали, идти надо было быстро, почти без отдыха, но при этом сохранить усталых животных, не довести до изнеможения и падежа. Напоить, накормить, короткий отдых — и дальше, прочь от немцев. Сама Мария Ивановна со скудным скарбом и малолетним сыном ехала на телеге. Рядом тянулись беженцы. Бывали случаи, что уснувшие дети скатывались с телеги под колёса и погибали, поэтому тётя привязывала сынишку к телеге. Несколько раз драгоценное стадо и его сопровождающие попадали под артобстрелы и бомбёжки, но всё-таки им удалось добраться до переправы.

Дорогу бурёнкам преградила широкая и глубокая река. Стаду не переплыть. К тому же со взрослыми коровами было немало телят. Что делать? Сбоку — понтонный мост. Но по нему идут наши войска навстречу немцам. Тётя пошла к командирам переправы с документами. Да куда там! И слушать не хотят. «Ты что, — говорят, — разум потеряла? Тут немцы, война. Куда ты со своими коровами?» Как объяснить им, что война будет не всегда, что племенное стадо восстанавливается годами, что, потеряв элитных коров и быков, можно потом уже не получить потомство с такими великолепными свойствами — результатом многолетней селекционной работы? Словом, стадо на мост не пускают, немцы приближаются, а по понтонному мосту ползут и ползут танки.

Слава Богу, тётя моя была человеком мужественным, даже дерзким. К тому же она была патриоткой истинной, всю свою жизнь положила на служение Родине. Узнав, что неподалёку находится командный пункт Ленинградского фронта, она выяснила, где именно палатка маршала Георгия Константиновича Жукова, и ворвалась к нему мимо не успевших её остановить часовых со словами: «Мы обязаны спасти племенное стадо коров Ленинградской области. Остановите танки!» Жуков внимательно выслушал её и... приказал остановить танки и пустить по понтонному мосту племенное стадо быков и коров. Потом переданное её руководству стадо отправилось эшелонами в глубокий тыл.

После войны нам очень пригодилось это элитное стадо. Наши бурёнки сильно отличались от пегих, чёрно-белых немецких коров, которые по репарации поступили после войны в наши хозяйства. Немецкие коровы были огромные, холёные, высокие в холке, рогами доставали до потолка наших низких хлевов, ели много, но и молока давали по ведру при каждой дойке. Они отвыкли пастись в поле, так как привыкли к стойловому содержанию, ели только из кормушки. Намучились тогда с ними. Наши бурёнушки были малы по сравнению с ними, но паслись сами и были неприхотливы, молока давали меньше, но качество его было лучше и жирность выше.

То, что чудо-бурёнушки вернулись в наши северные стада, — заслуга и моей тёти, сельского ветврача Марии Ивановны Стрельцовой.

предыдущая    следующая