Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Читая Писание

ЭПОХА ДОЛГОТЕРПЕНИЯ

«Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк.4, 25—26).

Приходилось мне слышать такой вопрос:

— Почему пророк Илия обрёк на мучительную смерть от голода и жажды тысячи своих соотечественников, а сам между тем жил возле неоскудевающего источника и питался мясом, которое приносили ему вороны? Почему он не страдал вместе со своим народом? Почему не делился своим достоянием с умирающими жителями Иудеи?

А вот и второй вопрос, который и вы сами, наверное, слышали неоднократно:

— Что за ужасные вещи рассказывают о пророке Елисее? Как можно было предать детей страшной смерти в когтях медведей за столь невинную шалость — за насмешки над его лысиной?

На этот вопрос отвечают обычно так:

— А что вы почувствуете, если некий ребёнок — и не по наивности, но именно с желанием оскорбить — спросит вас на улице: «Дядя, почему у тебя такие большие уши? Как у слоника!»; «Тётя, что это за дурацкое платье вы напялили?» Вы сочтёте эту шалость совершенно невинной? А если это будет не один ребёнок, но целая ватага, и ватага эта станет бежать вслед за вами и орать на всю улицу про большие уши или про нелепое платье?

— Да, это неприятно! Это просто кошмар какой-то! Но подумайте — медведи! Уж как бы я ни рассердился, но убивать детей! Да ещё таким чудовищным способом! Знаете, если бы такое случилось на моих глазах — не дай Бог! — я бы тотчас позабыл все оскорбления и попытался бы, как мог, спасти маленьких обидчиков! И потом, и потом… Кажется, нас учат подставлять обидчикам другую щёку? Откуда же такой двойной стандарт? Нам следует подставлять щёку в ответ на удар по лицу (что может быть обиднее?), а Елисею за пустые слова разрешается карать страшной смертью?

— А я вас спрошу так: разве это Елисей по собственной воле казнил детей? Разве это Илья сам наслал голод и жажду на Израиль?

— Нет, конечно, это сделал Бог… Так недаром же говорят, что Ветхий Завет и Новый Завет трактуют о совершенно разных Богах… Что злой, мстительный Яхве древних евреев — это совсем иная сущность, чем Господь Иисус Христос, который есть Сама Любовь.

— Но Господь Иисус Христос Сам похваляет пророка Илию за то, что тот не протянул руку помощи ни одному из своих соплеменников, а пришёл к чужестранке, ко вдове из Сидона, которая, наверное, была даже язычницей. Пришёл и помог ей с пропитанием, пришёл и воскресил её умершего сына! В то время, как сотни подобных вдов в его родном Израиле так и умерли от голода вместе с сыновьями и дочерьми. Господь в Евангелии от Луки говорит о поступке Илии как о единственно верном и даже единственно добром. Всякое иное поведение не послужило бы добру. Нет, делать вывод о двух разных Богах по меньшей мере преждевременно, коли «один» Бог так одобряет действия «другого».

— Тогда я вообще ничего не понимаю! Тогда возвращаю своё обвинение в двойном стандарте: одним можно казнить направо и налево за малейшую обиду, другим и тяжкое оскорбление нужно сносить безропотно!

— Допустим. Но я бы только хотел уточнить: кого здесь оскорбляют? Смешного лысого человечка по имени Елисей? Или, может быть, израильтяне своим идолопоклонством оскорбили только религиозные чувства какого-то нищего Илии? Нет. В обоих случаях оскорблённая сторона — Сам Бог. Бог, Который сказал: «Мне отмщение, и Аз воздам». И вот Он воздаёт.

— Да уж, воздаёт! Как говорится, мало не покажется!

— А разве это мало, если б΄ольшая половина избранного Им народа отворачивается от Него? Согласитесь, что это не шутка, когда целая страна забывает — нет, предаёт! — своего Господа, молится бесам и избивает Божиих посланников. Если вы хорошо читали Ветхий Завет, вы должны знать, что в отпадении Израиля есть что-то сугубо подлое, низкое, что-то не от глупости или наивности, но именно от злого умысла, — сознательное богоборчество! Вам не кажется, что в данном случае прошло время мягких внушений, что тут весьма уместны горькие лекарства? Не Илия наслал голод на страну, Илия только возвестил волю Господню. И, кстати, после такого известия у царя Ахава ещё оставался шанс покаяться и весь свой народ призвать к покаянию. Как в случае с пророком Ионой и ниневитянами — вы же помните эту историю? Иона в Ниневии, точно так же как Илия в Израиле, возвестил о неминуемой казни, но ниневитяне — язычники от рождения — вняли ему, покаялись и были прощены. Неужели кающихся израильтян не простил бы Господь?

— Хорошо, но почему сам-то Илия не голодал? Почему он не помог голодающим?

— Он помог. Вдове из Сарепты Сидонской. Чужестранке. Но никому из соотечественников. Израиль находился под казнью Божией, и то, что Илии было запрещено оказывать ему даже малое милосердие, говорит лишь о том, насколько дело обстояло серьёзно. Всё, шутки кончились! Пришло время держать ответ!

— Ну допустим… Но дети-то, дети… Сорок два ребёнка! Те самые, которые были съедены медведицами! Почему я вновь возвращаюсь к этой печальной истории с пророком Елисеем? Да потому, что Илия и Елисей связаны друг с другом самым непосредственным образом, как духовный отец и духовное чадо. И детей Елисей проклял сразу после того, как получил силу Илиину…

— Сразу? Вы плохо помните Писание. Получив силу Илиину, Елисей сперва совершил дело в высшей степени благое: «И сказали жители того города (Иерихона) Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля безплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни безплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал» (4Цар.2,19—22). То есть пророк целый город наделил хорошей, целебной водою! И после этого, когда имя его благословлялось всеми иерихонскими жителями, вдруг нашлись сорок два мальчишки, которые насмехались над ним…

— Но медведи!..

— Но слава пророка Божия! Ещё раз говорю: да, вот так серьёзно обстояли тогда дела. Унижая пророка Божия, люди предавали поруганию имя Божие, а в тот момент минуло время долготерпения, настало время казни. Надо понимать, что ветхозаветные пророки были своего рода живой, всеми признаваемой святыней. Они изрекали волю Божию! Они были, если угодно, устами Божиими! Возможно ли предавать поруганию столь великую святыню? Но в те годы люди забыли, что такое святыня. Пришло время напомнить им об этом.

И вот что хотелось бы ещё сказать… Мы живём в эпоху долготерпения Божия. Я имею в виду даже не наши годы, а всю ту эру, что наступила после Воскресения Христова. Как бы ни были страшны иные бедствия, постигающие человечество, они ничто в сравнении с тем, что ждёт нас в конце времён, когда все мы предстанем на Суд, совсем не для красного словца названный Страшным. Сейчас Господь долготерпит, позволяет веку приходить за веком, позволяет одному поколению сменять другое… Но однажды эпоха долготерпения кончится. И возвестителем её конца снова, как и некогда в Древнем Израиле, станет пророк Илия, который придёт во плоти на землю, чтобы пророчествовать о близком Суде.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая