Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пути паломника

ПАЛОМНИЧЕСТВО НА СВЯТУЮ ГОРУ АФОН

Продолжение. Начало в №5 (329)

Вместе с нами предлагаю продолжить паломничество на Святую Гору Афон, посетить монастыри и скиты, холмы и ущелья, пройтись святогорскими тропами.

ЧТО РОДНИТ РУССКУЮ ДЕРЕВНЮ СО СВЯТОЙ ГОРОЙ

В молчании садимся на лавочки, любуемся живописными берегами, отвесными скалами. Проплываем монастыри Ксенофонт, Старый Руссик, Пантелеймонов, осеняем себя крестным знамением, тихо поём тропарь вмч.Пантелеимону. В этих обителях мы были в прошлом году, поэтому проходим мимо них. Вот Ксиропотам — сюда в один из дней мы придём на ночлег, а сейчас наш путь через Карьес (столицу Афона) в Великую Лавру. Эта дорога показалась нам самой лёгкой из всех, с отдыхом в Карьесе, с кофе и батоном, пересадками на автобусах. К вечеру добираемся до Великой Лавры.

Великая Лавра — одна из самых древних обителей Святой Горы Афон. Монастырь был основан преподобным Афанасием Афонским в 963 году. Он долго искал место для будущей обители, пока на этом месте не осиял его Божественный свет. Афанасий не хотел принимать на себя игуменство, но убеждённый своим другом Никифором Фокой, будущим императором, принял на себя этот труд. Никифор Фока обещал присоединиться к своему другу и монашествовать на Святой Горе, но всё произошло по-другому. Фока становится императором и снимает с себя обещание, но никогда не перестаёт помогать обители. Прп.Афанасий рос без родителей, воспитывала его тётя–монахиня, она сумела привить ему любовь к Церкви и монашескому подвигу. Всю жизнь преподобный подражал её вере и благочестию. Прп.Афанасию Афонскому монастыри Святой Горы обязаны уставом общего жития, и Великая Лавра даже по сей день считается первенствующим на Афоне монастырём.

Размещаемся в предоставленных нам кельях и спешим на вечернее богослужение. Во всех монастырях на богослужение созывают стуком деревянной колотушки. Ещё в прошлое посещение Святой Горы приметил я этот стук деревянного била, до боли мне знакомый. «Тук. Тук. Тук-тук-тук. Тук-тук-тук-тук-тук-тук. Тук. Тук…» Где–то в далёком детстве я слышал его и отчетливо помнил эту мелодию. И колотушку эту, но не в монастыре, а в деревне, где протекало моё летнее каникулярное детство. При первых лучах солнца пастух проходил с этой колотушкой по деревне, выстукивая именно эту незатейливую мелодию. Поле стука этой колотушки открывались ворота хлевов в больших северных избах, и оттуда вальяжно, побрякивая медными колокольчиками, выходили мычащие коровы и выбегали блеющие овцы. Звук колотушки смолкал только тогда, когда собиралось стадо и пастух уводил его в поля. Должность пастуха распределялась по дворам так, что каждый дом, имевший скотину, пастушил примерно раз в месяц. С нетерпеньем я ждал того дня, когда с вечера колотушку принесут в наш дом. Это значит, что с утра и до вечера пастухом будет мой дедушка и я вместе с ним. Ранним утром дедушка начинает бить в колотушку и передаёт её мне, важно шагающему по деревне, в такт отстукивающему ту мелодию, которую сейчас слышу на Святой Горе. Это значит, что жива связь простого русского народа с монастырями и Святой Горой. Уже тогда я знал, что многие мужчины, в их числе и мой далёкий прадед, были на Афоне. И это только в нашей деревне Пирогово, что на Вологодчине. А сколько было таких деревень по всей Русской земле и мужиков, которые «ходили», как тогда говорили, на Святую Гору.

Начинается служба, а я всё сижу во дворе и слушаю этот далёкий звук детства… Немного щемит сердце: «Помяни, Господи, дедушку Александра и всех, кого Ты сам знаешь лучше, чем я».

Богослужение в афонских монастырях совершается, как и в Русской Церкви, по Иерусалимскому уставу, но имеет свои местные вековые особенности и отголоски уставов других монастырей. Поэтому внимательному паломнику не составит большого труда понять, даже не зная греческого языка, структуру богослужения. А вот местные особенности и другие уставы, принятые в отдельных обителях, бывают непонятны. Но тут приходит на помощь смекалка. Надо повторять всё, что делают другие. Все садятся на стасидии — специальные монашеские кресла, где можно полустоять–полусидеть, — и ты садись, все идут целовать иконы — и ты иди. Все куда–то пошли — и ты иди… а вот это не самое последнее дело, потому что после богослужения все идут в трапезную. Нам, уставшим в пути, это было всегда очень кстати. Монастырская трапеза довольно скромна, но сытна. Например, в Великой Лавре на ужин каждому подали миску каши и салат. На столе стояли оливки и разные масла, свой монастырский хлеб, брынза, виноград. В графинах прохладная колодезная вода и красное вино, которое в Типиконе именуется «утешением братии». Утешаться можно только с середины трапезы, после звонка колокольчика, который стоит на игуменском столе.

После трапезы вновь идём в храм, куда из ризницы для поклонения паломникам выносят святыни и святые мощи. День заканчивается вечерней прогулкой по монастырю, чтением записок, которые нам дали в путь, и дивным закатом солнца.

ПАВЛУ КСИРОПОТАМУ

На другой день к воротам монастыря мы вышли ещё до восхода солнца. Так было нужно, чтобы уложиться в программу наступившего дня. Погрузившись в машину, мчимся по каменистой дороге, с пересадкой, в местечко Дафни, там пристань и корабль для дальнейшего путешествия. Слева по пути остаются суровые стены Иверского монастыря с чтимым образом Богоматери. Осеняя себя крестным знамением, проезжаем мимо, ибо были там в прошлое путешествие. Уже изрядно утрясённые непростой дорогой, высаживаемся на причале и ждём «Святую Анну». «Агиа Анна» — это ещё один корабль, курсирующий вдоль берегов Афона и развозящий паломников. Вновь плывём вдоль сказочных берегов. На скалах и в ущельях — монастыри Симонопетра, Дионисиат и Григориат, монастырь Павла Ксиропотамского — там будем ночевать.

— Ксиропотаму! — кричит капитан, и теплоход грохочет металлическим трапом о пирс монастыря Павла Ксиропотамского. Монастырь хорошо виден с моря. Он расположен в глубоком и высоком ущелье, и путь к нему нам, нагруженным рюкзаками, не прост. К нашей всеобщей радости, на причале высадившихся паломников ждал монастырский автобус, и мы прибыли почти прямо к Святым вратам обители. В какой бы монастырь мы ни входили, везде нас встречали приветливые коты. Подняв хвост трубой, они выходили навстречу, жмурясь на яркое солнце. Дивное дело. Ведь когда именитые гости посещают обители, в святых вратах их встречает игумен, а нас вот — коты…

Этот монастырь был основан прп.Павлом Ксиропотамским в конце IX века и был посвящён Божией Матери. По древности это, пожалуй, второй монастырь после Великой Лавры. Позже на время он пришёл в запустение. Его возрождение началось в 1365 году и связано с именами сербских монахов Герасима и Антония. Также правители Сербии — Лазарь и Георгий Бранковичи — оказывали монастырю большую материальную помощь. После падения Константинополя дочь Георгия Бранковича, царица Мара, благодетельствовала и покровительствовала монастырю. Она передала обители Дары волхвов, принесённые в дар Богомладенцу Иисусу Христу, — золото, ладан и смирну. Как повествует предание, Мария намеревалась сама внести эту святыню в обитель, но ей свыше было строго запрещено нарушать афонское правило. На месте передачи реликвии, на полпути к монастырю, до сих пор стоит небольшая часовня. Среди святынь монастыря частица Животворящего Креста Господня. В настоящее время в монастыре более 100 монахов. А древняя библиотека обители насчитывает около 500 рукописей и более 12 000 томов книг.

(Продолжение следует.)

Протоиерей Евгений ПАЛЮЛИН, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери (СПб, ул.Софьи Ковалевской, 9)

предыдущая    следующая