Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пути паломника

ПАЛОМНИЧЕСТВО НА СВЯТУЮ ГОРУ АФОН

Начало в №5 (329)

Вместе с нами предлагаю продолжить паломничество на Святую Гору Афон, посетить монастыри и скиты, холмы и ущелья, пройтись святогорскими тропами.

«РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ»

После небольшого отдыха оставили о.Анатолия, а сами собрались в Хиландар, это тоже примерно 7,5 километра в одну сторону.

— Когда ждать–то вас, отцы? — спрашивает о.Анатолий.

— В третью стражу, — почесав затылок, после небольшой паузы произнёс о.Алексей.

— Ну в третью так в третью, — сидя на кровати, спокойно отвечает батюшка, как будто такое понимание времени для нас очень понятно и естественно. Дело в том, что Афон живёт по византийскому времени. И где бы мы ни были, во всех монастырях висят двое часов, указывающих византийское и современное греческое время, для более чёткого понимания.

Надо было торопиться, ведь ворота афонских монастырей закрываются с закатом солнца, так повелось ещё с древних времён. Оврагами и ущельями, оливковыми рощами и тропами непроходимых лесов спешим в Хиландар, надо успеть до закрытия ворот.

— А какие тут животные водятся? — спрашивает о.Алексей.

— Лани, зайцы, лисы, шакалы, кабаны, — отвечает наш проводник Александр. — А вот и свежие следы кабанчиков.

Ускоряем шаг. Показался Хиландар, входим в обитель и сразу спешим в храм.

Хиландарский монастырь был основан в X веке монахом Георгием Хилондарисом. Это сербский монастырь. Будучи славянской обителью, первоначально был предназначен исключительно для славян. Хиландарская обитель внесла славянский дух и характер во многие обители Святой Горы. Пользуясь особым покровительством сербских царей и греческих императоров, новая обитель быстро росла и крепла, так что обширность её владений сравнялась с владениями Лавры св.Афанасия. Впоследствии Иоанн ІV Грозный принял Хиландарский монастырь под своё покровительство. Он подарил Хиландару на вечную память подворье в Китай–городе в Москве. Грамота царя Иоанна Грозного была подтверждена впоследствии царями Феодором Иоанновичем, Борисом Годуновым и домом Романовых. В конце XVII века, в петровские времена, Хиландар вновь приходит в запустение. Ещё с середины XVII века число сербских монахов стало уменьшаться, а число болгарских — увеличиваться, так что в XVIII веке монастырь был болгарским. В этот же период здесь подвизается известный болгарский монах Паисий, автор «Истории болгарского народа». И поныне богослужение в Хиландаре совершается на церковнославянском языке. В настоящее время в обители порядка семидесяти монахов.

Вечернее богослужение окончилось, и перед иконой «Троеручица» поют акафист. Все прикладываются к древнему образу. В Хиландаре нас накормили ужином в братской трапезной. Обходим храм монастыря и прикасаемся к лозе Симеона Мироточивого. От его гробницы произрастает лоза, которой уже восемь столетий, и она до сих пор плодоносит и исцеляет неплодных супругов. Спешим вернуться в Зограф. Солнце садилось, и ворота монастыря закрывались. Ещё 7,5 километра обратной дороги, но уже в темноте. В этом году второпях все забыли взять фонарики, поэтому дорогу освещали мобильными телефонами. То, что было так радостно при свете солнца: овраги, лесные тропы и каменистые ущелья, — в темноте казалось зловещим и полным всяческих опасностей. Перебираясь с камня на камень, творим про себя молитву, пытаемся идти вместе и без остановок. Отстав от группы, ты попадаешь в полную темноту, которая полностью поглощает казавшийся до этого мощным свет мобильного телефона. Пытаемся шутить про кабанов и шакалов, но такие шутки и какие-то лесные шорохи лишь ускоряли наш шаг, точнее, прыжки по ночным камням и ущельям. Наконец, почти не чуя ног, вдалеке мы увидели огоньки Зографа — на сердце повеселело. Наверное, там нас уже заждался о.Анатолий. А вот и выложенная из камня дорога к Зографу.

— Давайте, — предлагаю, — споём «Достойно есть».

— Погодите, — слышим голос Александра, — ещё не дошли.

Думаю про себя, что как–то странно очень прозвучали эти слова — «ещё не дошли» — в полной темноте. Но вот мы на прямой, огоньки окошечек на башнях и келий стали более явственны. Мы запели «Достойно есть». И только закончили петь, как сзади нас послышался вой шакалов, это была стая. Они питаются падалью — видимо, всю дорогу шли за нами в надежде, что кто-то не дойдёт.

Отец Анатолий был утешен нашим благополучным возвращением, рассказом, фотографиями, и мы, совершенно уставшие, еле добрались до кроватей в гостеприимном болгарском Зографе.

АКСИОН ЭСТИН

Ранним утром после литургии вместе с многочисленными паломниками загружаемся на монастырский автомобиль, который везёт на пристань. А вот и корабль, на борту которого написаны первые слова молитвы Пресвятой Богородице «Аксион эстин», что значит «Достойно есть». Святая Гора — удел Пресвятой Богородицы, наверное, поэтому самый большой паром для паломников назван в Её честь.

Первым делом идём в буфет, который манит запахом греческого кофе. Взяв по стаканчику душистого горячего напитка, подымаемся на верхнюю палубу, откуда открывается изумительный вид на афонские берега. Перед нами проплывают древние монастыри, расположенные по берегам и отвесным утёсам скал, иногда виднеются главки небольших часовен и келий, где живут отшельники. А в бирюзовых водах Эгейского моря играет яркое солнце. На палубе многолюдно, кто-то сидит на лавочке, пьёт кофе и беседует, иные молятся, другие фотографируют. Вдруг на палубе стало непривычно шумно, когда показался монастырь Дохиар, все устремились к левому борту. На пристани древней обители развеваются два огромных чёрных флага с надписью на греческом языке: «Вон антихристов со Святой Горы!» Вот это да! Интересуемся: что это и зачем? Оказалось, что премьер-министр Греции вознамерился посетить афонские монастыри, информация появилась в прессе. Всё это должно было происходить после принятия парламентом скандальных законов о смене пола и однополых браках. Эти чёрные флаги были вывешены после заседания Священного Кинота Афона. Настоятели афонских монастырей решили, что ворота святых обителей будут закрыты для премьер-министра и его свиты. И… под благовидным предлогом занятости правительственными делами визит был отменён. Вот так! Стали широко известны и высказывания игумена дохиарского монастыря архимандрита Григория. Приведу лишь некоторые из них: «Дурные управляющие, оставьте Грецию в покое, не душите многовековое наследие, не надейтесь выжить благодаря туризму»; «Наши отцы питались хлебом, луком и горькими маслинами и делали великие дела и утверждали наше маленькое государство. Вы ещё не поняли, что враги Греции держат вас у власти для того, чтобы вы прикончили Грецию? Мы смотрим на вас как на пугала...» Ну и дела! Понятно теперь, почему афонские монастыри так тепло встречали президента России. Вот почему так приветливо встречают русских, видят в нас силу, способную противостоять гниющему Западу. Паром высаживает небольшую группу на пристани Дохиара и плывёт дальше. «Русь святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение», — крестимся, провожаем взглядом уплывающую от нас обитель с хранимым ею образом Пресвятой Богородицы «Скоропослушница».

(Продолжение следует)

Протоиерей Евгений ПАЛЮЛИН, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери (СПб, ул.Софьи Ковалевской, 9)

предыдущая    следующая