Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Мы, оставшиеся, плачем об ушедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильём. У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Тут нужна им помощь! Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль её к вам: «Помоги!» Вот на что нам надлежит устремить всё внимание и всю любовь к ней. Я думаю, самое действительное засвидетельствование любви будет, если с минуты отхода души вы, оставя хлопоты о теле другим, сами устранитесь и, уединяясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом её состоянии и новых неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу о помощи ей в продолжение шести недель, да и далее. Не забудьте так сделать… Се и любовь! — писал свт.Феофан Затворник.
Не бойтесь мёртвых, бойтесь Бога
В детстве, до того ещё, как отец привёл в дом мачеху, были мы с братом предоставлены сами себе, как вольный ветер в поле. Шумные игры и детские проказы сменялись у нас работой по дому и в саду, поскольку к труду были приучены сызмальства. Но когда уборка подходила к концу, для меня наступал тягостный момент: я должна была смахнуть салфеткой пыль с семейных фотографий, в том числе с большого портрета деда Акима и бабки Марии. Дед Аким — синеглазый кубанский казак с лихим пшеничным чубом из-под кубанки и саблей, которую он держал на коленях, был красив, а бабка смотрела с портрета кроткими голубыми глазами, но… я боялась их безмерно. Тому была причина. Старший брат Вовка любил запирать меня, первоклассницу, в тёмный подпол, где хранились всякие соленья-варенья, и, сидя на крышке, страшным голосом вещал, что мёртвые дед с бабкой вышли из портрета и идут ко мне… Это было тем более жутко, что деда я и не знала, а бабку, умершую, когда мне не было и года, не помнила. Помни я их живыми и ласковыми, быть может, и страха не было бы. Однажды я просидела в подполе так долго, что, наревевшись, уснула среди вилков капусты и горки яблок. И мне приснился дед. Он прижал мою голову к своей груди и сказал, что глупо бояться их, ведь у Господа Иисуса Христа, где они сейчас отдыхают с бабушкой, вовсе нет мёртвых, но все живы и счастливы. И придёт время, когда мы все соберёмся вместе, и уж тогда задаст он этому разбойнику Вовке. «Бога бойся, а не покойников. И молись, крепко молись, внученька», — сказал он на прощанье. Увы, прошло много лет, прежде чем я вспомнила и осознала эти слова.
Молитва об усопших
Как важно поминовение на литургии, можно видеть из следующих случаев: ещё до прославления св.Феодосия Черниговского (†1896) иеромонах (из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры; †1916), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой святого, который сказал ему: «Спасибо тебе за труд для меня. Прошу тебя также, когда будешь служить литургию, упомянуть моих родителей — иерея Никиту и матушку Марию». — «Как можешь ты, святитель, просить моих молитв, когда сам стоишь перед Небесным Престолом и подаёшь людям Божию благодать?» — удивился иеромонах. «Это так, — ответил св.Феодосий, — но приношение на литургии сильнее моих молитв».
Поэтому панихида и домашняя молитва о усопших полезна, как и добрые дела, творимые в их воспоминание, — милостыня или пожертвование на церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мёртвых живым и прочих событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. Св.Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить литургию о их упокоении или благодарящих за это. Однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по которому она в определённые дни заказывала литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали из цепей — именно в те дни, когда за него совершалась литургия. О.Серафим (Роуз). «Душа после смерти».
Читай Евангелие, твори милостыню
Заполучить в советское время Библию нечего было и мечтать, а прочесть хотелось. И вот уже в начале 90-х годов волею судьбы занесённая в Ленинград, я гуляла по Невскому проспекту, когда шедшие навстречу две старушки сунули мне в руки Евангелие. Вернувшись в гостиницу, я забросила все дела и стала читать главу за главой, открывая для себя удивительный мир. Так и уснула за полночь с Евангелием в руках. Ночью снятся мне покойные отец с мамой и хвалят за то, что я читаю Евангелие, будто бы им от этого там хорошо и радостно. «А разве вам не хорошо, когда я ставлю в церкви свечку за ваше упокоение? Записочки подаю?» — «Спасибо, — улыбнулся отец. — Но читай Евангелие каждый день, молись и твори милостыню за нас. Нам от того здесь отрада. А придёт время, будешь на Бога работать, и это — лучшее для тебя. Да и для нас тоже». — «Монастырь, что ли? Не моё это», — удивилась я. Лишь спустя десятилетие, став сотрудником православной газеты, я поняла, о чём говорили родители.
Из жизни митрополита Московского Филарета (Дроздова)
Был в Москве, в церкви у Девичьего поля, прилегающего к Новодевичьему монастырю, священник, страдавший запоем… О пороке его и о великом соблазне, производимом в приходе, узнал митрополит Филарет. Он был человек строгий и требовательный, а предъявленные обвинения были так несомненны и вред, приносимый священником, столь велик, что митрополит решил удалить его из прихода и запретить священнослужение. Однако ночью ему снится страшный сон. Его окружили неизвестные люди страшного вида, со следами жутких ран, некоторые сильно опухшие, точно вставшие из гробов, погибшие «нечаянною смертью» покойники. Они настоятельно требовали от митрополита, чтобы он не трогал священника. Не желая поддаваться сновидению, митрополит встал и решительно направился в кабинет к письменному столу, но неведомая сила остановила руку его, уже державшую перо. Он ушёл в спальню в сомнении. Сон повторился. «Он нам нужен, — взывали страдальцы, — он за нас молится». Повторился сон и в третий раз. Митрополит Филарет задумался…
Утром он послал за священником, рассказал ему о жалобах на него и необходимости удалить его с прихода. Священник не опровергал обвинений, а только смиренно повторял: «Виноват, владыка». — «У тебя, однако, есть ходатаи. Они за тебя усиленно просят, — говорил митрополит, пронзая священника острым взглядом. — В тебе должна быть какая-то тайная добродетель. Скажи мне о ней. Откройся как на духу». — «Какие же у меня добродетели, владыка? — удивился священник. — Весь я во грехах. Одно есть у меня сердечное движение: молюсь за усопших. Не только за прихожан. Но как услышу о человеке, который не оставил никого, кто бы мог о нём молиться, или встречу одинокие дроги с покойником из больницы, или прочту в газете о нечаянной смерти — записываю имя и поминаю». — «Благо творил. Ты за них молился, а они о тебе предстательствуют и требуют, чтобы я оставил тебя в той же церкви молиться за них. На этот раз прощаю тебя. Продолжай исполнять милость к усопшим, ибо у Господа все живы; но подумай и о живых, среди коих ты производишь соблазн».
Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!
О том, что нет мёртвых во Христе, свидетельствует и случай, произошедший в Киевских пещерах. В пасхальную ночь на утрене один из участвовавших в служении иеромонахов, войдя в пещеры покадить мощи почивающих подвижников, громко воскликнул: «Отцы и братия! Христос Воскресе!» И вдруг в ответ на пасхальное приветствие по всем пещерам пронеслось ответное громовое восклицание: «Воистину Воскресе!» Живые и мёртвые слились в одном радостном восприятии великого торжества Христова Воскресения.
Подготовила Ирина РУБЦОВА