Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

7 января — Рождество Христово

ВСТРЕЧАЙТЕ ХРИСТА В ТРЕЗВОСТИ — ДУХОВНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ

Остался позади календарный Новый год, впереди православных россиян ждёт самый радостный и любимый всеми — и детьми, и взрослыми — праздник Рождества Христова. Но многие не отошли ещё от новогодних праздников — мучаются душой и телом. Мы попросили настоятеля храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках протоиерея Григория ГРИГОРЬЕВА — доктора медицинских наук, доктора богословия, профессора, заслуженного врача РФ, нарколога, психотерапевта — рассказать, как избежать тягостных последствий праздника.

К сожалению, любой праздник в России как ураган, как потоп, как катаклизм. Спросите врачей «Скорой помощи»: когда больше всего неотложных вызовов к больным? Ответ будет: в праздники. А Новый год в этом смысле даёт повелителю державы смерти — сатане — особую жатву... Вот если бы людям предложили встретить Новый год под общим наркозом, а потом вывести из-под него, — мало кто согласился бы. Но, к сожалению, большая часть наших соотечественников встречает его именно так: входят в наркоз, но не всегда из него выходят. Но наркоз и праздники — вещи несовместимые. Наша главная цель — стяжание благодати Духа Святого, встреча с Богом. Но под наркозом Господа не заметишь, пройдёшь мимо. Поэтому встречайте Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в трезвости — духовной и физической.

Кстати, многих смущает, что празднование Нового года приходится на время поста. И думаю, что дело не только в необходимости готовить постную пищу, но и в употреблении алкогольных напитков. Поэтому спрошу: алкоголь — это постное вещество или нет? Некоторые православные говорят: это же не молоко, не мясо. Но если мы говорим о пищевом ограничении во время постов, то в первую очередь исключите алкоголь. Алкоголь — абсолютно не постное вещество! Святые отцы рекомендовали не употреблять в пост алкогольные напитки. Почему алкоголь проник в нашу жизнь? Свет на этот вопрос проливают слова свт.Василия Великого, что обычай, многократно повторённый, становится законом. Мы выросли в обстановке, когда праздник и питие связаны неразрывно: не поставь на праздничный стол спиртное — и гости будут ощущать себя неуютно и грустно. Современные люди разучились радоваться без спиртных напитков. Хотя радость и наркоз — вещи несовместимые. Например, человек пошёл по грибы, нашёл гриб и, чтобы усугубить радость, выпил стопку, нашёл второй — ещё выпил. Что скажет ему внутренний голос, когда он подойдёт к третьему грибу? Он скажет: «Зачем ходить по лесу? Сиди дома и пей».

Если кто-то говорит о пользе алкоголя, то это равносильно тому, что сказать больному: «Вам несказанно повезло: вам не только удалят опухоль, но ещё дадут наркоз, который действует омолаживающим и оздоравливающим образом». Но врач так не скажет, ибо наркоз вреден для здоровья, хотя без него при операции не обойтись. Раньше, когда не было наркоза, операции делали под действием алкоголя. Так было во время Крымской войны: Н.И.Пирогов давал пациенту выпить водки и приступал к операции.

Поэтому ещё раз напомню, перефразируя слова свт.Василия Великого: обычай, многократно повторённый, становится законом, а дурной обычай — бедствием. Всенародная пьянка по праздникам стала нашим национальным законом и нашей национальной судьбой до такой степени, что трезвые люди сегодня воспринимаются как больные. Бывший главный санитарный врач России Г.Онищенко сказал: «Сегодня в России сложилась особая этиловая субкультура — нивелирование жизненных трудностей...» Но если бы нашим дедам-прадедам сказали, что такое время наступит в России, они бы не поверили, ведь тогда считалось, что пьяный — глупец и больной, трезвый — умный и здоровый. Как всё поменялось!

Базовой основой всех грехов — алкоголизма, табакокурения, наркомании — является чревоугодие. Чревоугодие приводит к блуду, блуд — к сребролюбию, сребролюбие — к унынию, уныние — к гордыне. Чтобы справиться с вышестоящим грехом, надо подрубить нижестоящий. По сути, во время поста идёт подрубание корня — чревоугодия. Нашими прадедами пьянство воспринималось на уровне обжорства. Даже однократные пьянки были для них бедствием. Многие свв.отцы предупреждали: никогда не принимайте спиртных напитков. Среди святых, жития которых составил свт.Димитрий Ростовский, лишь 5% принимали алкоголь умеренно, но 95% не пили ни капли.

— Алкоголь — бич нашего времени. Но есть и обратная сторона медали. Многие, сумевшие вырваться из пут алкоголизма, начинают исповедовать странные вещи: они считают, что Таинством Причастия нас невольно приучают к алкоголю; что Причастие должно готовиться не на виноградном вине, а на виноградном соке. Некоторые даже берутся утверждать, что на Тайной Вечере в Чаше был сок... Быть может, они правы в некоторой степени относительно того, что надо причащать соком?

— Эта лукавая теория не имеет никакого отношения к действительности. Причина алкоголизма вовсе не в том, что алкоголик благочестиво причащался в течение нескольких лет. И даже если не учитывать, что Причастие — это Тело и Кровь Христа (!), доза слишком мала, чтобы стать причиной пагубной страсти.

— Для взрослого человека — да. Но вот мать приносит в храм младенца, который весит всего-то 3 кг, а ему в рот уже вкладывают алкоголь, травят кровь, затуманивают мозг. Кстати, младенцы часто недовольно морщатся после Причастия.

— Дети, которые причащаются с раннего возраста, посещают храм, сначала на руках родителей, потом самостоятельно, занимаются в приходской школе, как правило, не становятся алкоголиками.

Вот я уже 38 лет ни капли не беру в рот спиртного... но как священник, я в конце службы потребляю всё, что осталось в Причастной Чаше после причащения прихожан. И как человек, много лет в трезвости находящийся, могу сказать, что Таинство Причастия не имеет никакого отношения к алкоголю. Просто не происходит того опьянения, которое случается при употреблении спиртных напитков. Потому что вместе с Причастием в нас входит благодать Святого Духа.

Конечно, иногда используют сладкое вино для служения, иногда — более крепкое. Для детей лучше слабое вино использовать.

— Но в храмах нет специальной Причастной Чаши для младенцев и детей.

— У нас традиция — служить на виноградном вине, которая идёт ещё со времён Христа. Понятно, что вина, которые были в те давние времена, не были креплёными. Это были вина до 3—5 градусов, без добавления спирта и сахара, — они готовились из сладких сортов винограда. К тому же вино всегда разбавляли водой. Но и мы тоже добавляем в причастное вино теплоту. Поэтому все эти опасения несущественны. И на соке никто служить не будет, потому что... на соке можно служить, только если нет вина. Например, в действующих храмах блокадного Ленинграда Таинство Причастия совершалось на свекольном соке. Но в благополучные времена никто не будет изменять двухтысячелетнюю традицию. Да и нельзя, нелепо ведь относиться к Таинству Причащения Тела и Крови Христовых как к винопитию. А то количество алкоголя, которое в Причастии содержится, ничтожно мало и не может вызвать никаких осложнений ни у взрослых, ни у детей. К тому же, отходя от Причастной Чаши, человек запивает всё сладкой запивкой, и процент алкоголя становится совсем мизерным.

Мне как-то из Южной Америки привозили каноническое вино для Причащения, в котором действительно 0% алкоголя. Но и у нас есть замечательные натуральные вина — краснодарские, молдавские, грузинские, из лучших сортов винограда, — в которых алкоголь почти не чувствуется... Я задумывался, почему у нас в основном креплёные вина. Зима в России суровая, а есть храмы, которые не отапливаются, вода (и сок!) просто замерзают.

Кстати, в нашем храме Рождества Иоанна Предтечи причащаются люди, которые лечатся от алкогольной зависимости, некоторые — после химзащиты от алкоголя, и Святое Причастие им никак не вредит. Хотя иные наркологи могут сказать своим пациентам, что причащаться им категорически запрещено. Но такие врачи — люди, далёкие от веры, от Бога и понимания, что такое Таинство Святого Причастия; они не имеют личного причастного опыта.

А нас, дорогие братья и сёстры, ждёт радостный, светлый праздник Рождества Христова. И я искренне всем желаю, чтобы благодать Божия наполнила ваши души так же, как некогда наполнила души пастухов. И да пребудет с вами Божие благословение во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Подготовила Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая