Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Невидимая брань

АНГЕЛА ЗА ТРАПЕЗОЙ!

— И душа наша, и тело требуют заботы, но мы, увлекаясь, превращаем эту заботу в страсть…

Так говорит клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала прот.Дионисий Бурмистров. С ним мы разговариваем сегодня о борьбе со страстью чревоугодия.

— В Послании к Римлянам апостол Павел говорит: «…попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13,14). Видимо, в том-то и заключается падшесть нашей натуры, что мы необходимость превращаем в излишества, и всё, что называется страстями, есть только извращение потребностей. Но каков механизм перехода потребности в страсть? Быть может, всё дело в том, что мы чрезмерно серьёзно относимся к нашим потребностям? Как говорится, «война войной, а обед — по расписанию!». С таким отношением мы скоро ни о чём, кроме своевременного обеда, и думать не будем. Нам заповедано трудиться в поте лица, а о еде велено молиться так: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Заметьте: не просто хлеб, но «хлеб насущный», то есть только тот, что необходим для поддержания существования.

— Но как определить границу, которая разделяет заботу о теле и страсть чревоугодия?

— Каждый должен искать свою меру. Святитель Иоанн Златоуст даже говорит, что знание меры — это и есть христианство. И поиск меры — это дело не механическое, не умственное, это настоящее душевное творчество. Вы же знаете, что святые отцы не раз называли христианскую аскетику творчеством, искусством, даже художеством. А руководитель и крайний судия в этом творческом процессе — наша совесть! Совесть и, конечно же, разум, трезвое рассуждение. Мы должны понять слова свт.Игнатия Брянчанинова: «Предавшийся излишнему сну и чревоугодию не может не оскверниться». Это очень суровое предупреждение для всех нас! Человек пресыщенный становится неспособным к новым и неведомым движениям души, которыми осеняет его Святой Дух. Отвергая дары Духа, выбирая радости плоти, мы выбираем меньшее и худшее, мы упускаем замечательные возможности. Ведь святые отцы недаром говорили, что Дух Божий не слышен при насыщенном чреве и благодать любит жить в сухом теле. Словом, в творческом деле воздержания судия наш — совесть, а основание — учение святых отцов. Творчество же заключается в том, чтобы не впадать ни в ту ни в другую крайность, всегда придерживаясь необходимой для нас нормы!

— У меня складывается такое впечатление (и на собственном примере тоже!), что в современном мире чревоугодие не считается особым грехом. Скажите, часто ли вам приходится слышать на исповеди, чтобы человек раскаивался в своём чрево­угодии?

— Да, верующие люди каются в этом грехе, но надо сказать, что обычно речь о нём идёт в конце исповеди, торопливо и без особого сокрушения. Во главу угла это дело редко кто ставит. Это относится и к такому греху, как нарушение постов: люди считают это мелочью. А вы только сравните, как ответственно относились к постам наши предки: когда войско царя Алексея Михайловича отправлялось в поход, за ним двигался целый обоз, наполненный чанами с кислой капустой, — чтобы воинам было чем питаться в постные дни! Но потом пошло постепенное охлаждение… Сейчас нарушить пост в среду и пятницу многие считают таким пустяком, что даже не каются в этом. Но простите, неужели мы не помним, что в среду был предан Господь наш, а в пятницу Его распяли! Нарушая пост в эти дни, неужели не боимся мы встать в один ряд с предателями и убийцами? Поймите меня правильно: я не хочу безжалостно клеймить нарушителей поста, но ведь есть такая важнейшая для христианина вещь, как сопричастность Христу, Его страданиям. Это основа нашей праведности, а ведь праведность, по слову апостола, — это броня, которая оберегает нас от тяжких нападений. Многие стрелы греховные увязают в этой броне.

— Сколько раз приходилось сталкиваться с людьми, у которых совесть есть, но способности к рассуждению мало… Как правило, они считают, что чем строже, тем лучше, и порой доводят себя воздержанием до болезни. Получается парадокс: неумеренное воздержание…

— Ещё раз повторю: меру поста должны определить совесть и рассуждение, чтобы человек не уклонился ни в ту ни в другую сторону. Это дело очень непростое: даже святые отцы по молодости, не имея ещё духовного опыта, наделали тут немало ошибок. Иоанн Златоуст юношей погубил своё здоровье, подвизаясь в пустыне, и потом всю жизнь тяжко страдал; Василий Великий тоже сильно навредил себе неумеренным постом. Что ни говори, а о природе нашей нужно заботиться. Человек должен прислушиваться к своему телу, чтобы точно определить свою норму, чтобы понять, какая пища ему полезна, а какая вредна. Святые отцы всегда обращали внимание на состав своей пищи и знали, какая пища их лечит, а какая — калечит. Свт.Феофан Затворник, например, выработал себе особую кефирную диету и советовал её многим больным. Вообще существует ведь опыт христианского переживания болезней — им нужно пользоваться, нужно знать свою меру, свои потребности и возможности своего организма.

— По-моему, в наше время бороться с чревоугодием особенно тяжко: повсюду реклама еды, продуктовые магазины манят обилием пищи…

— Да, излишеств сейчас много, и это… хорошо! Давайте смотреть на вещи по-христиански: много лакомств — значит, много возможностей порадовать своих близких! Что плохого в том, если, допустим, дети угостят мать чем-нибудь вкусным? Сама-то она, может быть, никогда не купила бы себе это лакомство: и денег нет, и не привыкла она баловать себя… А получить его в подарок от детей — какая радость! Какой праздник семейной любви!

— Вот вы говорите, что в прежние времена русские люди строже относились к своему столу… А если почитать наших классиков — Гоголя, например… Ужас охватывает, когда читаешь об их сверхизобильных трапезах!

— Ну, Гоголь любил художественные преувеличения, любил рисовать литературные карикатуры… Может быть, не надо относиться к его словам с таким доверием? И потом, он говорил о правящем классе, а крестьяне наши питались очень скудно. Известно ведь, что зачастую крестьянские юноши впервые видели мясо на своём столе, только попав в армию… Вспомните: картофель появился в нашем рационе только в XVIII веке! А прежде не было у нас такого питательного продукта.

— По-моему, святые отцы очень по-разному говорят о борьбе с чревоугодием…

— Надо тщательно выбирать себе духовных учителей среди святых отцов — смотреть, кто ближе тебе по сердцу, кто в своих творениях отвечает именно на твои недоумения. Вот, например, св.прав. Иоанн Кронштадтский говорил: «Будь доволен, что раз положил взять себе за столом; за другим приёмом той же снеди не простирай руки». А игумен Никон (Воробьёв), по свидетельству Алексея Ильича Осипова, советовал оставлять два куска нетронутыми… Но знаете, тут тоже нужно большое рассуждение, чтобы твоё воздержание не обернулось безсмысленной порчей пищи. Ведь это ужасно, что у нас сейчас выбрасывается до половины всего съестного! Не могу не вспомнить рассказ старца Иосифа Исихаста. Он говорил об одном афонском отшельнике, который жил вдали от всех и не заботился о пище: сколько ему приносили из монастыря, столько и съедал. Но однажды ему принесли слишком много еды. Отшельник съел свою меру, а прочее выбросил. И что же? На следующий день он ждёт пищи, а ему никто ничего не приносит! И на третий день так, и на четвёртый — забыли почему-то о старце… Это Господь устроил, чтобы его лишили ровно такого количества еды, сколько он выбросил. Выходит, что излишки нашей борьбы с грехами приводят к новым грехам.

Борьба с чревоугодием, как и со всякой страстью, — это тонкое и непростое духовное искусство. Тут ничего нельзя делать впопыхах, рубить сплеча, искать однозначных решений. Будем молиться, чтобы Господь, с одной стороны, укрепил нашу совесть, которая не даст нам расслабляться духовно, а с другой стороны, даровал нам рассудительность, которая не позволит нам наделать глупостей, впасть в ревность не по разуму.

Вопросы задавал Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая