Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Осенний призыв

ДЕДОВЩИНА ИЛИ ПОСЛУШАНИЕ?

Сидим с автором книги «Из смерти в жизнь…» Сергеем Галицким в кафе, беседуем. Он рассказал интересный случай, произошедший в Чечне: «Разведгруппа наткнулась на лесника-чеченца в камуфляже. Видят, тот начинает поднимать оружие. Наши выстрелили ему по ногам, связали. Оставлять нельзя — наведёт на наш след боевиков. Самый простой вариант, и так бы сделали чечены, распылить врага взрывом гранаты. Нет человека — нет проблемы. Но наши перевязали его и сутки тащили на себе по горам! Вернувшись в часть, сдали в лазарет, а потом передали представителям местной власти. Русским не свойственно убийство ради убийства».

— С чеченцем поступили гуманно. Как же тогда понимать проявления дедовщины в армии, когда издеваются над своими?

— Об издевательствах и доведениях до самоубийства я даже говорить не хочу — травля человека вызывает омерзение хоть в армии, хоть на гражданке. Но если понимать дедовщину как передачу боевого опыта от «дедов» молодым солдатам, это вещь полезная. В десанте есть поговорка: «Делай не так, как я сказал, делай как я». То есть обучение не словом, но делом. Что сам умею — тебе покажу, научу. Другой вопрос, что обучение проходит жёстко. Люди гражданские не всегда могут понять, что это приносит пользу. Вот одна мама жаловалась, что сын вернулся из армии, а руки сбиты и гноятся — его «деды» заставляли отжиматься на кулаках прямо на земле, на асфальте, на камнях… Она считает, что над её мальчиком издевались. А теперь я расскажу то, что услышал от человека, воевавшего в Афганистане. «Однажды в горах попали под снайперский обстрел, залегли. Дождавшись очередного выстрела, побежали, упали с размаху, перекатились за камни. Ободрались, но остались живы». Им некогда было себе место веничком подметать, прежде чем упасть. А до первого боевого выхода их «деды» гоняли — заставляли падать, отжиматься, таскать на себе тяжести. Вместо тяжестей «деды» садились верхом — и вези. Так молодым накачивали ноги и спину. И все, кто прошёл эту школу «унижений», потом спасибо сказали, потому что выжили. Ведь уходя на боевое задание на себе тащишь: бронежилет — 8 кг, автомат — 4 кг, четыре двойных магазина по 45 патронов в каждом — 2 кг. Если с ними идёт миномётный расчёт, то каждому дают ещё по 3—4 мины — 15 кг, ленты с патронами для пулемёта, три литра воды, три сухпайка, спальник, гранаты, патроны россыпью… Всего 50—60 кг. Да по горам!

Поверьте, за 10 лет войны в Афганистане, за время войн в Чечне столько накопилось полезных знаний и приёмов, как выжить и победить, — ни в одном учебнике не прочтёшь. Безценный опыт! Да, учат жёстко, но война — это не компьютерные стрелялки, где противник если и стреляет в ответ, то игроку не больно.

Вот что рассказывает Виктор Емолкин — советский солдат Афганской войны: «Сам я дедовщину не переживал как какую-то катастрофу. Я вполне серьёзно считаю: хорошо, что она есть. Ведь «деды» заставляют нас поступать правильно. И ты вынужден жить не так, как хочется, а так, как надо, чтобы выжить. Возможно, Бог спас меня через послушание дембелям. Это не трудно: в деревне, где я вырос, чёткое послушание старшим — обычное дело. Для меня дедовщина имеет совершенно другой смысл. Это не унижения и побои, а система, когда старослужащий учит молодых солдат».

— Учат, конечно, жёстко, — продолжает Сергей Геннадьевич. — Даже меня потряс эпизод с гранатой. Дембеля подзывают молодого солдата, выдёргивают кольцо у гранаты Ф-1 (радиус разлёта осколков 200 м), засовывают её солдату за пазуху, а сами прячутся в блиндаж. Сразу скажу, что граната настоящая, но без части взрывателя. Щелчок есть, а взрыва нет. Но солдат-то об этом не знает! А дальше каждый ведёт себя в силу своего духа. Чаще всего рвут на себе тельняшку, хватают гранату и кидают куда попало, лишь бы от себя подальше. И получают нагоняй от дембелей, которые кулаками внушают: «Не бросай гранату в людей! Её нужно вытащить, осмотреться и бросить, где никого нет!» И это правильно, иначе во время боя ты можешь подорвать своих. Жёстко, но такой метод учит мгновенно реагировать в минуту опасности. Главное — соблюсти грань между жёсткостью и жестокостью. Ну да армия не институт благородных девиц! Во времена Великой Отечественной войны находились герои, кто падал на гранату, накрывая её своим телом, погибал, но спасал товарищей.

«Деды» не давали нам расслабляться, — рассказывал Виктор. — Я как-то остался без присмотра, разделся, загораю на камне. Опомнился, только когда духи прицельно стрелять начали. У молодых ещё нет привычки держаться всё время настороже. И за такие солнечные ванны можно заплатить жизнью. Получил я тогда от дембеля, и правильно. А сколько раз, бывало, в горах засыпал от усталости прямо на ходу, вдруг — бум! Прилетел удар от дембеля. Спасибо! А как-то попал в плен к душманам, вернулся живой. Но если бы они мне предложили: «Мы тебя убьём или месяц тебя будут дембеля бить?» Я выбрал бы дембелей.

В советской армии была налажена передача опыта от дедов молодым. То, как мы воевали в Афгане, доказывает: это работало.

— В Чечне было уже не так?

— Знакомый рассказал о бое под Первомайском, где засел Радуев со своими боевиками. Когда мы захватили Первомайское, он нашёл в окопе нашего молодого солдатика всего в соплях, трясущегося от холода, грязного. А на бруствере — восемь убитых им духов. Восемь! А нашему мальчишке лет 19. Спросил: «Сынок, ты почему не отошёл? Вон их сколько на тебя пёрло?» Солдат: «Ага, справа командир мой был. Если бы я отошёл, он бы меня нарядами потом замучил». Наряды на кухне, в карауле, недовольство батьки-командира ему страшнее матёрых боевиков! Лучше бить врагов, складывая в штабеля. Разве такую армию можно победить?

Но вот о чём надо обязательно помнить: война — штука жестокая, и люди быстро начинают звереть. А вырвавшиеся на волю инстинкты, не контролируемые разумом, страшная вещь. Русским всегда было свойственно милосердие не только к детям, женщинам и старикам, но и к поверженному противнику. Это так! Помните русскую народную сказку «Иван-царевич и Серый волк»? Помните, как Иван скачет верхом на Сером волке? Так вот, волк, страшный зверь, — это наши инстинкты, которые надо уметь обуздать и скакать, направляя их туда, куда нам надо, а не куда нас ведут жестокие, дикие инстинкты. Такой вот глубокий психологический образ. В русских народных сказках не так всё просто, как кажется… А вот что рассказал знакомый офицер, воевавший в Афганистане. Чтобы отрезвить наших солдатиков, готовых после гибели товарищей крошить всех подряд, он повёз их в афганский детский дом, вооружив... сгущёнкой. Там выстроил в две шеренги ребятишек и солдат и отдал приказ солдатам вручить ребёнку, стоящему напротив, банку сгущёнки. Чтобы солдаты увидели, как вспыхивают от радости детские глаза, чтобы вспомнили, что это — дети.

— Есть такое явление, как Комитет солдатских матерей, которые готовы своих сыновей всю жизнь у своего подола держать. Чего больше от комитета — пользы или вреда?

— А вы обратили внимание, что они были активны только во время войны? Приезжали в воинские части, чтобы увезти солдат домой. Впечатление, что их подталкивали к этому и финансировали. Ведь практически весь мир желал России в Чечне поражения. Мне рассказывали, как в ауле, где стояла наша часть, тяжело рожала женщина-чеченка, больная гепатитом. В это время по улице проезжал джип из иностранной миссии «Врачи без границ». Наши бросились к ним: «Помогите, женщина рожает, может умереть». — «Мы оказываем помощь только повстанцам (боевикам. — Прим.авт.)» — был ответ. А Россия этих врачей принимала, оказывала помощь в передвижении, охраняла, всячески поддерживала…

А теперь подумайте, сколько ценной информации о расположении наших частей, вооружении и прочем выкачали наши недруги у женщин из «Комитета солдатских матерей»! Комитет же устанавливал связь с солдатами по мобильникам. Кто контролировал, о чём говорили, кому это потом пересказывалось? Я не говорю, что они специально закладывали. Их могли очень хитро выспрашивать…

Я считаю, что если уж и создавать, то «Комитет солдатских отцов». Те, кто воевал или служил в армии, понимают, что Родину надо защищать, даже ценой своей жизни, если придётся. А женщина хочет, чтобы нас защищали, чтобы у нас была сильная армия, храбрые солдаты. Но чтобы это был не её сын, а чей-то…

— Если бы так рассуждали женщины прошлых веков, кто бы защищал Русь во времена монголо-татарского ига, кто бы дал отпор Наполеону, кто бы защищал нас в Великую Отечественную войну? Да мы бы давно уже прекратили существовать как государство и как нация. Или тем матерям было менее жаль своих сыновей? Нет, плакали, но провожали на фронт и… молились.

— Расскажу поучительную историю. Мой родственник не раздумывая отправил сына в армию. Я спросил: «Неужели даже не подумывал отмазать?» И он рассказал. Один влиятельный в их городе человек проводил сына в армию и вдруг узнал, что тот оказался в Чечне. Он поехал, выкупил его, привёз домой и на радостях подарил новую машину. Через день тот поехал с друзьями на пикник, сорвался с моста… Все погибли. Отец рыдал: «Лучше бы сын в армии служил, быть может, живым бы остался…» А вот другая история. На православной выставке разговорился с женщиной. Она рассказала, что сын служит в спецназе, а она ждёт и молится, чтобы остался жив. Года через три мы с ней вновь встретились. Улыбается: «Вернулся сын с наградными часами от командира за хорошую службу». А урок мужественности, который он получил в армии, поможет жить. Но маме пришлось превозмочь себя…

— В советское время никому ничего не надо было превозмогать — все служили в армии. У меня пять братьев — все отслужили. Всех провожали с музыкой и застольем — праздник был!

— В советское время была жива традиция: Родину должен защищать каждый — это не только долг, но и честь. Парень, не отслуживший в армии, был белой вороной, девушки не хотели с таким встречаться. Его считали либо больным, либо трусом. Мне знакомый офицер-подводник как-то сказал: «Я вот думаю, а если завтра война? Кто, чем, как будет защищать Россию?» Действительно, если война или просто попал человек в сложную ситуацию, что делать, как себя вести? Во-первых, не предавать Родину. Во-вторых, вспомнить, что Бог есть и готов тебя услышать — подними глаза к небу и молись, как можешь, если молитв не знаешь. И Господь придёт на помощь. Помню рассказ опера: «Приехал в Чечню, добирался на машине до посёлка N. Вдруг выскочили боевики и в упор стали расстреливать из автоматов. Ни укрыться, ни защититься. Я закрыл лицо руками и взмолился Богу о сохранении жизни. Боевики, изрешетив машину и думая, что я мёртв, исчезли. На мне одежда от пуль превратилась в лохмотья, я кожей, нервами чувствовал, как пули по телу ходили, но ни царапины!»

Помни о Боге, не предавай Родину, и Бог тебя не оставит. Говорю это, потому что ситуация в мире такова, что, возможно, нам вскоре придётся с оружием в руках защищать свой дом — Россию.

Беседовала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая