Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Дыхание праздника

КАК МЫ ПОПАЛИ НА ИКОНУ

Что ни говори, а икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» — это наша икона, петербургская. Два наиболее чтимых списка с неё связаны с Северной столицей. Первый из них — это тот, самый первый, прославившийся ещё в Москве в 1688 г., в годы детства Петра Великого. Эту икону сестра Петра царевна Наталья перевезла в Санкт-Петербург, и со временем образ оказался в Скорбященской церкви на Шпалерной улице. Чуду именно от этого образа приписывалось прекращение свирепствовавшей во времена Екатерины II эпидемии оспы.

История второго списка тоже известна очень хорошо: это знаменитая «Богородица с грошиками», которую сейчас и официально именуют Петербуржской.

Вот по этому-то по всему и следовало бы считать день иконы «Всех Скорбящих Радосте» нашим городским праздником. Но признают его власти таковым или не признают — не наша забота; нам и без того никто не мешает отмечать его всем питерским православным сообществом.

И если уж отмечать, то неплохо было бы разобраться как следует, что именно мы отмечаем, о чём говорит нам эта чудная Богородичная икона. Вот несколько мыслей по этому поводу.

Наверное, только православным людям понятно, что значит «иметь радость в скорби». Это особое состояние, оно не похоже ни на что земное; это не замена скорби радостью, не замена утраты новым приобретением… Как мы, земные, можем утешать друг друга? Плачущему ребёнку даём конфетку — и печаль его сменяется улыбкой; пожалуй, это единственный доступный нам способ борьбы с печалью. Мы и взрослому человеку пытаемся замазать душевные раны мёдом, мы лечим плач напоминанием о том, что не всё ещё потеряно, что у плачущего ещё остаётся много поводов для радости, а в будущем его ждёт новое, неведомое пока счастье… Что ребёнку, что взрослому мы одно утешение можем предложить: либо сладкую конфетку, либо ласковое слово.

Так ли утешает человека Господь? Бывает, что и точно так: на смену земному несчастью посылает земное счастье. Так было, например, с Иовом Многострадальным: «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние; у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери» (Иов.42,12—13). Всё верно, только прежде того, ещё сидя на гноище (на помойке, говоря понятным нам языком), ещё мучась от нестерпимой бо-ли — телесной и душевной, — страдая от тоски по умершим детям, от злых и несправедливых слов жены, от каменного непонимания друзей, он сподобился величайшей радости, доступной смертному: он сподобился богообщения. (Мы, грешные, слабо представляем себе, что такое богообщение, а святые, пережившие его, говорят, что в этом огненном счастье меркнет всё земное — и горести земные, и радости земные.) И радости этой Иов сподобился не в утешение, не в возмещение потери, — а именно вследствие своей печали! То есть сама печаль родила ему великое счастье! И мы дерзаем предположить, что Господь попустил Иову впасть в неслыханную печаль именно для того, чтобы душа его смогла, сумела принять неслыханную радость. А возмещение и утешение — все эти новые стада и новые дети — пришли уже потом и ничего не добавили к той главной радости…

И вот наша икона «Всех Скорбящих Радосте» — она именно о такой радости говорит. Что кроме прочего привлекает на этом образе? То, что на нём все мы изображены. Взгляните на тех, кто обступил Божию Матерь: тут и святые, и праведники, и даже ангелы… И грешники тут же: больные, несчастные, обиженные, угнетённые бедами — скорбящие. Хочется сказать: если вглядеться в эту толпу скорбящих, то непременно и своё изображение заметишь, — а если даже и не заметишь, то всё равно всякий понимает, что и мы тоже здесь находимся. И мы среди этих «чающих движения воды», то есть благодати Божией. И подаётся нам эта благодать через Пречистую — с Её рук.

Сколько дней продолжалась скорбь Иова Многострадального? По всей видимости, не более года. А сколько скорбей приняла Пресвятая Дева? Вся Её жизнь была одним непрерывным страданием; и это было именно то страдание, что непрестанно порождает радость. Об этом и говорит нам Богородица со Своей иконы: чтобы принять радость, надо прежде принять скорбь. Ведь как икона-то названа: не «Утешение печальных», не «Воздаяние за труды и скорби»; нет — «Всех Скорбящих Радосте», то есть Радость, которую может получить лишь тот, кто скорбит. И Радость эта олицетворена Ею — Матерью Божией.

Все мы, естественно, страшимся скорбей — даже те, кто духом понимает, что только в скорби приходит к нам единственно ценная радость. А может быть, этот страх и есть главное следствие грехопадения? Говорят же святые, что все наши беды есть посещение Божие; выходит, мы к посещению Божию относимся с ужасом — совсем как Адам, согрешивший и спрятавшийся от Бога…

Впрочем, довольно говорить о скорбях в канун праздника. Праздник — это радость, и Матерь Божия — это чистая Радость, ничем не замутнённая. Она для всех Радость: и для нас, грешных, и для праведников, и даже для ангелов; вот мы все на этой иконе уместились: здесь и ангелы не превозносятся над людьми, и праведники не чураются соседства с грешниками; все столпились вокруг Пречистой, и не ждём от Неё иных радостей, кроме той Радости, которой Она Сама является. Мы, конечно, просим и об исполнении наших простых, житейских желаний — этого никто нам не запрещал; и самому Иову были восполнены все его земные утраты… Мы и в молитве просим Её заступиться за обидимых, напитать алчущих, посетить больных, поддержать немощных… И всё это дано будет по молитвам нашим. Только надо помнить, что главная наша Радость — это Она Сама, а всё остальное приложится.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая