Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О вере и спасении

ВОЛЯ БОЖИЯ И КИЛО МОРОЖЕНОГО

Однажды, читая «Отче наш» и произнося слова: «Да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли», — я подумал: «В сущности говоря, если воля Божия есть благо — чистое благо, совершенное благо, — то чего же ещё сверх того мы просим в своих молитвах? Что мы хотим прибавить к воле Божией? Ведь что бы ни совершил Господь Своею волею, лучше мы придумать всё равно не сможем. Так не правильнее ли будет всегда, при любых обстоятельствах вместо всех наших молитв повторять только одно: «Да будет воля Твоя!» — и полностью положиться на волю Божию, всеблагую и всесовершенную?» Рассуждение это поначалу казалось мне вполне убедительным, но некая крупица сомнения всё же оставалась. В конце концов, даже в молитве «Отче наш», данной Самим Господом, кроме просьбы «Да будет воля Твоя» есть и другие просьбы… За разъяснением этого недоумения я обратился к давнему другу нашей газеты клирику храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала протоиерею Георгию Пименову. Отец Георгий ответил так:

— Вы вот о чём подумайте: Господь же почтил нас Своим образом, Своей свободой, неким Божественным самовластием… Человек создан по образу и подобию Божию, и одной из черт этого образа является свобода. У нас, свободных людей, есть собственная воля, которая далеко не всегда совпадает с волей Божией, и мы имеем право молитвенно сообщать Господу свои желания и просить Его, чтобы Он привёл Свою волю в соответствие с нашими желаниями. Конечно, в идеале наша воля должна совпадать с волей Божией, у святых так и бывает, — но мы-то когда ещё до этого дорастём? Когда мы станем столь совершенными, чтобы своё самовластие сложить у ног Христа? А если сказать, что я, мол, сию секунду готов отказаться от своей воли ради воли Божией, то это будет несколько самонадеянно: в нас ещё действует падшая воля, хотя мы порой этого и не замечаем. Даже Христос молился: «Не как Я хочу, но как Ты». А это Сын Божий! Но, значит, и у Него по человеческому естеству были желания, отличные от воли Отца… Что же про нас-то говорить?

— В таком случае возникает ещё один вопрос: кто мы такие, чтобы своею немощной молитвой изменить волю Божию? Неужели это в принципе возможно?

— Конечно, возможно. А иначе зачем мы молимся? Давайте вспомним историю о пророке Ионе и ниневитянах. Изгрешились эти ниневитяне! Изрёк о них Господь Свою волю, сказал, что они будут наказаны. Иона им эту волю Божию возвестил — и сидит под тыквой, ждёт, когда его слова исполнятся… А грешники-то принялись каяться, начали посыпать себе головы пеплом, стали изменять пути свои… И воля Божия изменилась! Поэтому, конечно, ясно, что волю Божию — особенно «наказательную» волю — изменить можно. Можно и благую волю Божию изменить — ведь о всех нас есть и благая воля Божия, чтобы все спаслись и в разум истины пришли. А мы не желаем спасаться, мы ленимся на этом пути, ищем чего-то своего… И тогда — не то чтобы Господь изменил о нас благую волю и прекратил желать нам спасения, но Он допустит к нам именно те силы, к которым мы сами приблизиться захотели: бесов, или просто физические законы, под которые мы подпадём самым жёстким образом. А когда мы всё-таки стараемся выполнять благую волю Божию, то, думаю, Господь и самые стихии не допустит на нас. Раз уж речь зашла о молитве, вспомню такой недавний случай… Мне вчера звонят знакомые: «Умерла некая раба Божия, и остались сиротами двое детей; надо срочно найти для них православную семью!» Ну и задача… Выйди, батюшка, на улицу и быстренько найди православную семью, согласную взять двоих сирот! «Сейчас выйду, буду искать!» — говорю. «Хорошо, — отвечают. — А мы до тех пор от молитвы не встанем, пока семья не найдётся!» Я, конечно, грешным делом подумал, что ребята преувеличивают свои молитвенные силы… Но сегодня утром они звонят: «Батюшка, всё в порядке! Семья нашлась!» Дай-то Бог, чтобы и дальше дело пошло так же хорошо, потому что пока всё находится ещё на уровне пожеланий: усыновление — это всегда долгая история…

— Но для того чтобы следовать воле Божией, надо бы сначала узнать её, а это не так-то легко сделать…

— Да нет, это не трудно. Воля Божия не скрыта, она выражена в заповедях Божиих. Написано: «Блаженны нищие духом» — вот она, воля Божия. Написано: «…как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7,12) — это воля Божия…

— Да, но не всегда понятно, как применить эти Божии заповеди к определённому жизненному случаю…

— Просто не надо спешить. Не спешите, помолитесь, подумайте, расспросите, если есть возможность, своего духовника. Если нет такой возможности, то посоветуйтесь с единомысленным братом, с человеком, чей взгляд на жизнь совпадает с вашим. Когда у меня бывают подобные затруднения, я стараюсь советоваться с людьми, которые уже побывали в похожем положении. Когда сопоставляешь свои рассуждения и чужой опыт, наступает своего рода стереоскопия сознания: видишь дело более объёмно и глубоко, чем прежде. Всё-таки жизнь не всегда устроена как служба в МЧС: мол, сию минуту всё бросай и беги тушить пожар! Нет, обычно нам можно сделать паузу, — молитвенную паузу. Ещё раз скажу: лучше всего посоветоваться со своим духовником, — но бывает, что он далеко. Тогда можно призвать его молитвенно: «Господи, молитвами духовного отца моего вразуми меня!» И не торопясь постоять на жизненном перекрёстке, чтобы решение было осознанным, мудрым. Как апостол Иаков говорит: «…у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему» (Иак.1,5). Или вот молитва святителя Филарета: «Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить волю Твою». Мы же много раз убеждались, что когда исполняли волю свою, когда поспешно потакали своим прихотям — во что мы тогда попадали? Как нам бывало тогда тяжело? А ведь Господь всегда откроет Свою волю, лишь бы мы не забыли её спросить, не спешили бы исполнять своё, сиюминутное.

— Я слышал, что праведник никогда не просит у Бога того, чего Бог уже заранее бы не решил…

— Чтобы сложить к ногам Христовым всю свою жизнь, до этого нужно ещё дорасти. Я думаю, что до тех пор, пока мы ещё не распяли своего ветхого человека со страстями и похотями, он в нас живёт, и свои похоти предлагает нам к исполнению. Надо его преодолеть, и тогда увидишь, что есть воля Божия — благая, совершенная и спасительная. Тот, кто волю Божию всегда видит ясно, тому легко, как человеку, достигшему состояния Прп.Сергия Радонежского или о.Иоанна (Крестьянкина). Но я-то ещё не совершенный человек… Я чувствую, что мне и тут хочется, и там колется, и мама мне не велит… И потому я считаю, что будет честно все свои желания излагать перед Богом на молитве. Они, желания, тогда и для нас будут яснее. Не надо стесняться сказать: «Господи, я хочу съесть килограмм мороженого, я его сейчас же, немедленно хочу съесть!» И пока мы так молимся, нам уже станет понятно, что зимой, да ещё во время поста, есть килограмм морожено-го — это, пожалуй, неправильно… И глупое наше желание от нас уйдёт. А если мы будем потихонечку самих себя убеждать: «Да я же немощный, да я же в дороге, да мне, наверное, можно…» — то в конце концов и убедим. И съедим это мороженое — и заболеем. Поэтому я думаю, что все наши желания — самые порой дикие — надо, не стесняясь, в уши Божии вложить. А там Господь Сам знает, что дальше делать: исполнить их или вразумить нас.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая