Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О вере и спасении

«НЕТУ ПРАВЕДНОГО НИ ОДНОГО»

Проказа — по-еврейски «мацора» — в понимании еврейского народа в древности попускалась людям за осуждение других людей. Так, Мариам — сестра еврейского пророка и законодателя Моисея — была покрыта мацорой-проказой за то, что осуждала своего брата Моисея. И во дни Иисуса Христа считалось, что это наказание для сплетников, доносчиков, всех тех, кто плохо отзывается о других людях. О евангельском прокажённом и о современном мире, покрытом проказою греха, московский священник-миссионер протоиерей Олег СТЕНЯЕВ рассказал посетителям Зимней православной выставки, прошедшей с 5 по 11 декабря в СКК Санкт-Петербурга.

Евангелист Матфей в 8-й главе рассказывает о Нагорной проповеди Иисуса Христа. Те, кто были на Святой Земле, помнят, что Гора Блаженств находится в очень живописном месте, на фоне Генисаретского озера. И вот только что закончилась Нагорная проповедь, названная так не только потому, что Спаситель говорил её на горе, но и потому, что каждое слово Христа возвышало людей над этим миром, над прахом и тленом. Иисус спускается с горы, за ним следуют ученики и множество народа. Невольно ожидаешь известия, что Его окружает сонм ангелов, поющих хвалебную песнь. Но вместо этого Матфей рассказывает, что к Христу подошёл прокажённый и, кланяясь Ему, сказал: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (Мф.8,2). Собственно, Сын Божий и оставил Небесный Престол для того, чтобы сойти на землю «нас ради человек и нашего ради спасения». Сам Христос часто подчёркивал, что Он пришёл в мир спасать не праведных, но грешных.

А кто же такой прокажённый? Это не просто болящий человек, но грешник. Проказа — очень тяжёлый недуг духовный и физический. Тело прокажённого заживо разлагается, и по Закону Божию люди, страдающие этим недугом, не имели права подходить к здоровым людям, должны были носить специальные одежды чёрного цвета, к краям которой подвязывались колокольчики, чтобы в темноте издалека было слышно, что идёт прокажённый. А входя в какое-либо селение, он должен был кричать: «Нечист, нечист, нечист».

Прокажённые лишались какой-либо заботы и поддержки, потому что самые близкие отказывались от них. Но этот прокажённый подходит к Иисусу Христу и смиренно произносит: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить». Он не просит: «Очисть меня», он говорит: «Если хочешь». Этим самым он соглашается с наказанием, которое несёт на своей плоти. Но в душе этого прокажённого есть жгучее желание очиститься, ибо это значит вернуться к нормальной, полноценной жизни.

Мир, в котором живём мы с вами, весь покрыт проказой греха. У пророка Исаии мы находит такие слова: «Во что вас бить ещё, продолжающие своё упорство? Вся голова в язвах, и всё сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягчённые елеем» (Ис.1,5–6). Здесь говорится о немного другой проказе, — проказе греха. В этом смысле вся планета, на которой мы с вами живём, — один огромный прокажённый. Весь род человеческий покрыт проказой греха — «от подошвы ноги до темени головы». Господь восклицает: «Во что вас бить ещё?..» Мир постоянно наказывается Богом, мы видим, как гнев Божий обрушивается на разные страны, в том числе и на нашу страну.

Но евангельский прокажённый подошёл к Иисусу Христу, он ищет спасения у Того, Который является источником милосердия и спасения. А мир, в котором мы с вами живём, — мир проказы и греха — не хочет приходить к Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, не хочет очиститься, про­явив смирение, ибо сказано: «…Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (1Пет.5,5).

Но, быть может, рассуждения о грехе относятся только к мирским людям, а не к нам, христианам? Святое Писание категорично по этому вопросу. Первоверховный ап.Павел пишет: «…нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови... они не знают пути мира» (Рим.3,10–17). Кто-то спросит: «А разве нет святых, угодников Божиих?» Конечно, есть. Но как луна не является источником света сама по себе, но лишь отражает свет солнца, так и святые не являются самодостаточными, они могут отразить свет Христов, но только в той мере, в какой он касается их. Потому что любой человек несовершенен, все согрешили, все лишены правды Божией, нет праведного ни одного. Мы можем уповать только на милосердие Божие. Так и сделал евангельский прокажённый. И что ответил ему Господь? «Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись» (Мф.8,3). Кто говорит: «Хочу»? Сын Божий! Кто говорит: «Очистись»? Тот, Кто сказал: «Да будет свет» — и стал свет. Тот, Кто сказал: «Да будет твердь» — и стала твердь. Тот, через Которого небо, и земля, и вся Вселенная сотворены. Бог хочет, чтобы мы очистились, исцелились от проказы греха и обрели освобождение от власти диавола и страха смерти.

Блж.Иероним Стридонский восклицает: «Мы становимся праведными только тогда, когда исповедуем себя грешниками. И когда источник нашего спасения видим не в своих делах или заслугах, но только в Гос­поде Иисусе Христе Спасителе нашем». И мы знаем из Писания, что однажды апостолы (лучшие люди своего времени!) шли за Иисусом и спросили Его: «Кто же может спастись?» И Христос ответил: «Человекам это невозможно», и тут же добавил: «…но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк.10,27).

В результате грехопадения произошли необратимые изменения в природе человека. И ап.Павел однажды воскликнул: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7,19–24). То есть как бы человек ни стремился исполнить закон Божий, у него это никогда не получится, потому что он — плоть. «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки» (Рим.3,21). Т.е. независимо от наших злых и добрых дел явилась «правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия» (Рим.3,22). Почему же между нами — людьми — нет различия? Потому что все согрешили. Ибо если ты не убил, но ты воровал; ты не воровал, но ты прелюбодействовал; ты не прелюбодействовал, но ты доносил, злословил, клеветал, завидовал и т.д. А в Писании сказано, что виновный в одном виновен во всём, ибо Тот, Кто сказал «не убий», Он же сказал и «не прелюбодействуй»... Таким образом, весь мир становится виновным перед Богом. Потому что все согрешили и лишены славы Божией. Мы не способны самостоятельно возвыситься до Богообщения, мы можем быть кем-то или чем-то во Христе, но мы никто и ничто без Христа. И ап.Павел восклицает: «…всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа…» (Флп.3,8). Ибо то, что мы обретаем во Христе, мы не можем никак обрести своими собственными усилиями.

Откройте первый том «Добротолюбия». В первых же наставлениях говорится о том, что человек не может ценою временной жизни приобрести жизнь вечную, ценой земной жизни приобрести жизнь небесную, ценою тленной жизни приобрести жизнь нетленную. Это несоизмеримые вещи. Святые отцы говорят, что если бы все 100 лет своей жизни ты пребывал в духовном подвиге, то по закону справедливости заслужил бы 100 лет в раю. А ты получаешь вечность! Неужели ты дерзнёшь сказать, что заслужил эту вечность?

Но разве есть у нас хотя бы эти 100 лет? Нет. Годы, которые мы проводим во сне, уходят в минус. Годы, что мы, лёжа на диване, ничего не делаем, — тоже уходят в минус. Наше детство, когда мы учимся ходить, говорить, мыслить, тоже уходит в минус. Вычтите ещё годы, когда мы трудимся, добывая хлеб насущный. В итоге хорошо, если за всю жизнь наберётся 3 года молитв, чтения Священного Писания, участия в богослужениях... Да даже если бы ты 100 лет провёл, совершая духовные подвиги, ты бы заслужил 100 лет в раю, а тебе Господь дарует вечность.

Вот почему когда апостолы спросили Христа, кто может спастись, а речь шла именно о вечном спасении, Господь ответил со всей очевидностью, что человекам это невозможно. Но Богу всё возможно. Возможно было и прокажённого очистить в одно мгновение. То есть возрождение человеческой личности, которое может произойти во Христе, происходит тотчас. Тотчас расслабленный, которого друзья принесли на постели, встал, взял постель свою и пошёл домой. Тотчас слепые получали исцеление, скрюченные выпрямлялись, умершие воскресали. Воля Божия есть освящение наше. Нам не надо спрашивать, хочет ли Христос очистить нас. Потому что Спаситель Сам говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…» (Мф.11,28). Кого Спаситель призывает к Себе? Нас, труждающихся на диавола и обремененных грехами, чтобы освободить нас от рабства диавола, рабства греху, рабства страха смерти. Нам надо лишь откликнуться на зов Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Записала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая