Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Св. вмц. Екатерина — день памяти 24 ноября

ДОЧЬ ЦАРСКАЯ, НЕВЕСТА ХРИСТОВА

Житие св.вмц. Екатерины известно хорошо: 18-летняя девушка из царского рода, дочь правителя Александрии Египетской, она жила в IV веке, в эпоху страшных гонений на христианство, и приняла мученическую смерть по приговору императора Максимина. Святую Екатерину любят и почитают в России. Вот что говорят о ней наши богословы.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий):

— Почему именуется она великомученицей? Потому ли, как многие думают, что этим наименованием Святая Церковь награждает тех святых мучеников и мучениц, которые претерпели особенно тяжкие и ужасные истязания и пытки и лютейшую смерть за Господа нашего Иисуса Христа? Нет, не потому. Святая Екатерина была только усечена мечом, как десятки тысяч других мучеников, и не переносила невообразимо лютых пыток и истязаний, какие были уделом тех великих страдальцев за Христа, которые названия великомучеников не получили, а только имя рядовых мучеников. Правда, для святой Екатерины мучитель император Максимин назначил ужасную казнь колесования, при которой тело её должно было быть привязано к страшному колесу, вращающемуся над острыми ножами, но Ангел Господень сокрушил это дьявольское колесо. Она была брошена в темницу, испытала многодневное мучение голодом, после чего была отрублена святая голова Екатерины, получившей от Самого Господа Иисуса Христа название Его невесты.

Кто же получает святое имя великомучеников и великомучениц? Прежде всего, те великие христиане, о которых Господь Иисус Христос сказал: «…кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф.5,19). Пламенная вера во Христа святой Екатерины и исповедание Его имени пред всем народом послужили спасительным примером для двухсот римских солдат и их начальника Порфирия и даже для супруги императора Максимина Августы, которые все были усечены мечом вместе с великомученицей Екатериной.

Митрополит Антоний Сурожский:

— …Над ней совершилось то, что мы сегодня читали в Евангелии, в том отрывке, который положен в день её праздника, — о том, что будет, когда будет приближаться конец времён: будут войны, известия о войнах, будут землетрясения, восстанет народ на народ, государство на государство; ненависть охватит тысячи людей… И в первую очередь эта ненависть обрушится на верующих во Христа. И мы должны быть готовы к тому, что, подобно Екатерине, и мы можем быть приведены на суд человеческий, ради, как Христос говорит, свидетельства, ради того, чтобы, представ перед людьми и будучи осуждёнными на заключение, на муки, на смерть, мы торжествующе проповедали нашу любовь к Богу, и нашу верность Ему, и нашу несокрушимую любовь не только к тем, кто нас любит, но и к тем, кто нас ненавидит, кто желает нам зла, кто творит нам зло. Тогда не нужно будет искать мудрых слов, тогда не нужно будет искать убедительных доводов: верность, любовь, правда, святыня могут в то мгновение воссиять перед людьми через каждого из нас более убедительно, чем какие-либо слова.

Митрополит Филарет (Вознесенский):

— Далеко не всех мучеников имена сохранились; далеко не о всех подвигах их остались памятники; но некоторые записи об этих подвигах тогда велись, и в этих записях были имена пострадавших и описывались их страдания за Христа Спасителя. И вот такие списки именовались по-гречески «мартирологи» от слова «мартирос» — свидетель. Мученики в древности так и именовались этим словом «мартирос», т.е. «свидетель». Почему их так именовали? Потому что они своим мужеством, своей верностью Христу и готовностью идти не только на кровавые пытки, но и на смерть, свидетельствовали о силе своей веры и об истине христианства. Вот сегодня Церковь прославляла святую великомученицу Екатерину. Молодая девушка, богатого и знатного рода, необыкновенная красавица собою, она имела, кажется, все возможности рассчитывать на то, что называется «успех в жизни». Много было соискателей её руки — их привлекали её знатность, и богатство, и её изумительная красота, но все они получали отказ. А из жития её мы знаем, что её чудесным образом в неоднократных видениях призвал к Себе Сам Господь. А когда Он на её девичью руку надел перстень и сказал: «Не знай жениха земного», — тогда она вся целиком устремилась к Небесному Жениху и была готова за Него претерпеть любую муку и смерть. Какой трогательный пример! Знатность, богатство, молодость и красота — всё принесено в жертву ради Господа Спасителя…

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси:

— С точки зрения прагматической логики жизни современных людей всё то, что совершила Екатерина, — это безумие. Молодость, красота, образование, карьера, наслаждение жизнью, счастье, деньги — всё лежало перед ней. Она не просто отвергла это, она избрала смерть вместе с теми, кто дымился в тех страшных кострах. Она исповедовала Христа. А почему она это сделала? Потому что она не могла этого не сделать. Какой же силой была движима святая великомученица? Никакая сила убеждений здесь помочь не может, перед лицом физической боли исчезают все убеждения. Святая Екатерина поступила так, потому что у неё были не только христианские взгляды на жизнь, у неё был реальный опыт общения с Богом. Она чувствовала присутствие Христа в своей жизни так реально, как мы реально ощущаем присутствие друг друга в нашей жизни. Именно Христос был для неё самой последней высочайшей ценностью, Он давал ей мир, радость, счастье, которые превыше всякого человеческого благополучия. И потому не могло быть и речи, чтобы отказаться от Христа или изменить Ему и разрушить тот внутренний богатый мир и подлинное счастье, которое Бог даровал Екатерине. И она, исполненная великой силы, обличив языческие заблуждения императора, кровью своей засвидетельствовала присутствие в её жизни силы Божественной благодати.

предыдущая    следующая