Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Свт. Филарет Московский — память 2 декабря

«РАЗВЕ РАДОСТЬ ОТ ТЕБЯ ДАЛЕКА?..»

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский (1782—1867) был одним из тех великих русских архипастырей, чьё влияние на православную жизнь продолжается и по сей день. Достаточно сказать, что синодальный перевод Священного Писания был сделан под его руководством, а Евангелие от Иоанна святитель лично перевёл на русский язык. По Филаретовскому катехизису мы до сих познаём основы православной веры; свт. Филарет был одним из тех иерархов, чьими стараниями утвердилось на Руси почитание преподобного Серафима Саровского

Но нам интересно и то, что святитель Филарет был ещё и поэтом, — и отличным поэтом! По молодости он даже преподавал семинаристам основы стихотворчества и носил официальное звание Учителя Поэзии. Как Учитель Поэзии он в своё время и Пушкина поучал, — и не без пользы. Многие знают этот случай: Александр Сергеевич «в минуту жизни трудную» написал очень печальные строки: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью из ничтожества воззвал, душу мне наполнил страстью, ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною: сердце пусто, празден ум, и томит меня тоскою однозвучный жизни шум». Святитель Филарет пожалел унывающего поэта и написал ему такой ответ-утешение: «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога нам дана, не без воли Бога тайной и на казнь осуждена. Сам я своенравной властью зло из тёмных бездн воззвал, сам наполнил душу страстью, ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум, — и созиждется Тобою сердце чисто, светел ум». Пушкин пришёл в восторг от такого утешения и в свою очередь написал святителю стихотворную благодарность: «…Я лил потоки слёз нежданных, и ранам совести моей твоих речей благоуханных отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной мне руку простираешь ты, и силой кроткой и любовной смиряешь буйные мечты. Твоим огнём душа палима отвергла мрак земных сует, и внемлет арфе серафима в священном ужасе поэт».

А теперь послушайте несколько духовных советов святителя Филарета Московского, обращённых к нам, современным православным людям:

Никому не позволено в христианстве быть вовсе неучёным и оставаться невеждой. Сам Господь не нарёк ли Себя Учителем и Своих последователей учениками? Неужели это праздные имена, ничего не значащие? Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа. Не для тебя посланы апостолы ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет.

Не допусти, чтобы твоя любовь к ближнему была короче его несчастия.

Не расточайте великих слов для мелочей. Берегите их для того, что истинно велико.

Некоторые оставляли место, на которое поставлены были Провидением и законною властью, а потом чувствовали более затруднения, нежели прежде.

Молитва без любви не бывает услышана.

Земля празднует дни святых, и они святую обязанность имеют быть на земле. Потому надобно с ними соединяться. Они просят наших молитв и говорят: «Мы принесём ваши молитвы, уже очищенные нашим посредством, перед Престол Всевышнего». Предстательство святых есть звено, соединяющее слабое существо земных с небом О, если бы и все со вниманием, а не по памяти именовали дневного святого!

Церковь учит нас молиться об усопших, не рассуждая, во аде ли кто из них, хотя вероятно, что есть такие между поминаемыми в Церкви. Это хорошо и смиренно, потому что не знаем жребия отшедших, не берём ни о ком осуждающей мысли, что он в аде, и не дерзновенно просим. В молитвах Пятидесятницы имеем свидетельство, что Господь сподобляет приимати молитвенныя очищения о иже во аде держимых. Но может быть, Церковь имела особенную мысль: сию, многое дерзновение заключающую, молитву отнести к особенному важному дню, а не предоставлять всякому человеку и времени.

Макарий Великий молился даже о язычнике умершем. Дерзновение чудотворца не удобно обратить в общее правило. Один из святых римских пап (Григорий Двоеслов), случайно вспомнив о добродетелях языческого императора Траяна, молился о нём, и имел откровение, что молитва его не отвержена, но чтобы он впредь не приносил таких дерзновенных молитв.

Прискорбно лишаться добрых и полезных людей; но если умирает добрый человек в добром уповании, то скажем ему: иди и молись о нас. О призываемых от нас в будущий век с благою надеждою не скорбите много. По любви к ним скажем: «Идите с миром, хотя нам и жаль»; а они воздадут нам молитвами.

Не употребляй одной милости, где нужна и справедливость, хотя не строгая, а снисходительная Миловать и тайно врачевать безспорно хорошо. Но когда явен проступок и явно неповиновение исправлению и человек стремится далее на строптивый путь надобна некоторая осторожность, чтобы своеволие и худой пример не являлись побеждающими и торжествующими.

Слава дел Божиих идёт сама собою; а люди из самых благодеяний Божиих иногда делают себе искушение.

Что делать при видах века сего? Счастлив, кто может иметь дерзновение сказать с апостолом: «Желаю разрешитися и со Христом быти». Но и он не настоял на сие желание. «Потерпи Господа», — говорит пророк.

Печально то, что видим, и паки печально то, что видящие не видят.

Как наше время походит на последнее? Соль обуявает. Камни святилища падают в грязь на улицу. С горем и страхом смотрю я на изобилие людей, заслуживающих лишения сана. Но и то правда, что боюсь чужих грехов, а не своих!

Что это за несчастие, что о злоупотреблениях все говорят и никто не может победить их?

Не бегайте упорно людей, между ними есть люди Божии.

Горьким горькое усладить нельзя, а только сладким. Так и горькие случаи не могут быть услаждены горьким о них суждением; а кротость, терпение и любовь могут не только усладить проистекшее из горького источника, но и горький источник исправить.

Душа, молящаяся усердно, не входит ли в общение с тем, за кого молится? В сем общении не простирается ли иногда ток силы к душе, ищущей помощи?

Входить в спор всегда нежелательно, и особенно когда неправый может наговорить более правого, не боясь быть остановлен и надеясь, в случае нужды, бранью и насмешкою убить соперника, которого не может ранить доказательством.

Помолимся, да благословит Господь и слово, и молчание; да не будет ни слово праздно, ни молчание безсловесно.

Почему вы думаете, что далеко радость? Она близко, позади скорби, как в Песне песней, жених за стеной близ невесты. Вечер водворится плач, а заутра радость.

Невидимые, но подлинные грехи видеть иногда препятствуют человеку видимые, но мнимые добродетели.

предыдущая    следующая