Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

По душам

Я ВСТАЛ НА КОЛЕНИ ПРЕД БОГОМ

21 ноября церковь отмечает удивительный праздник — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных. А у нас сегодня в гостях земной воин Христов, носящий имя Михаил, — священник храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный иерей Михаил ВОЛЫНИН. Батюшка рассказал, как становятся священниками и что значит служить Богу.

Родился я в 1968 году, в расцвет советского благополучия, и детство у меня было сытое, счастливое. Родители мои были крещены в младенчестве, но оставались неверующими, хотя на Пасху мама всегда пекла куличи и красила яйца. И ни у кого не возникало вопросов: как же это — Бога нет, а куличи и крашеные яйца есть? Однако у меня с детства было ощущение, что всё в этом мире не так просто. Теперь я понимаю, что это душа начинала искать Бога. Помнится, мы с другом как-то поехали в Москву и зашли в Троице-Сергиеву Лавру. Там в церковной лавке сидел монах и густым басом осадил нас: «Шапки, ироды, снимите». Мы быстро сдёрнули с голов шапки. Я купил маме в подарок Иверскую икону Божией Матери. Очень она мне понравилась. Но первое озарение произошло, душа замерла в предчувствии чего-то неведомого, чудесного, когда я в старших классах увлёкся поэзией. У многих поэтов в стихах есть Божественные мотивы. Потом была армия, десантные войска. Я привык, что в школе был в числе первых учеников, лидером; в армии мою гордыню быстренько пресекли. Два года армии — два года смирения. Полезный опыт.

Наступил 1988 год — год 1000-летия Крещения Руси, которое широко праздновалось. Отец принёс домой Евангелие, я прочитал и осенью, чуть не в день памяти моего небесного покровителя Архангела Михаила, принял Крещение. Следующим шагом к Богу было поступление в пединститут им.Герцена: с первого курса филфака студенты начинают изучать древнерусскую литературу — жития угодников Божиих, Патерики. Очень меня поразило житие прп.Феодосия Печерского, житие Прп.Сергия Радонежского, свв.князей Бориса и Глеба, муромских чудотворцев Петра и Февронии… К тому же на филфаке была чудесная преподавательница, которая при разборе произведений Достоевского опиралась на труды прп.Иустина (Поповича), который писал о нём. Уж где она доставала его труды в советское время — Бог весть.

В 1991 году мне попалось стихотворение Гумилёва:

Я не прожил, я протомился
Половину жизни земной,
И, Господь, вот Ты мне явился
Невозможной такой мечтой.

Вижу свет на горе Фаворе
И безумно тоскую я,
Что взлюбил и сушу и море,
Весь дремучий сон бытия;

Что моя молодая сила
Не смирилась перед Твоей,
Что так больно сердце томила
Красота Твоих дочерей.

Но любовь разве цветик алый,
Чтобы ей лишь мгновенье жить,
Но любовь разве пламень малый,
Что её легко погасить?

С этой тихой и грустной думой
Как-нибудь я жизнь дотяну,
А о будущей Ты подумай,
Я и так погубил одну.

То есть Гумилёв говорит, что он свою жизнь земную погубил, но просит Господа спасти его в жизни вечной. А я тогда понял так, что Гумилёв обращается ко мне: мол, он свою жизнь погубил, а я должен крепко задуматься о своей, пока не поздно… И я поехал в Лисий Нос. В храме шла служба, был Великий Четверг, и я попал на чтение Страстных Евангелий. Вдруг все стали на колени, я один остался стоять, как столб, — не привык я на коленях ни перед кем стоять. Но тут что-то повернулось в душе, и я впервые поставил сам себя на колени — перед Богом!

Мне захотелось прикоснуться к древней истинно русской, святой жизни. Я поехал в Ферапонтово, взяв лишь небольшую сумку да малое количество денег. Меня не волновало, где я буду ночевать, что буду есть… Меня встретили монах Арсений (ныне игумен) со своей послушницей, позвали с собой на службу. После службы о.Арсений пригласил к себе в домик на ночлег, и по дороге объявил, что завтра я буду помогать ему в алтаре… А ещё дал мне синодик Русской Зарубежной Церкви с именами новомучеников российских, тогда ещё не прославленных, — для поминовения. Но, думаю, не столько я за них, сколько они за меня и всех нас молились. Три дня я помогал в отправлении службы, три дня летал на крыльях от изобилия дарованной мне Господом благодати. Мне бы задержаться там и воцерковляться, но у меня был план — я подражал Гумилёву, который был ещё и путешественником.

Когда вернулся домой, учительница дала почитать переписанное от руки житие прп.Серафима Саровского с его поучениями. Это чтение окончательно привело меня в Церковь. Я понял, что надо смириться перед Господом и жить не так, как мне нравится и хочется, а как учит Церковь — по заповедям Божиим. Я уехал из городской суеты жить на хутор Мухино, а работать устроился в кочегарку. Года два я самозабвенно кидал уголь в печной зев.

Как-то приехал на Смоленское кладбище к Ксении Блаженной, остался на вечернюю службу. После службы батюшка — о.Игорь Филин — стал исповедовать своих духовных чад, я не знал этого и тоже пристроился. Он выслушал меня последним, а провожая до дверей храма, сказал: «Да, Миша, Бог тебя любит. Приходи к нам». Эти слова меня окрылили, я стал часто приезжать в Смоленский храм. В 1993 году батюшку перевели служить в Серафимовский храм в пос.Песочный. Я — за ним. Послушание у меня было топить печи, дрова рубить, ещё кое-какие хозяйственные работы. Это было моё духовное детство. А перед Пасхой батюшка впервые ввёл меня в алтарь. Учил благоговейно относиться к службе и богослужебным предметам. Я, к сожалению, не отличаюсь особой аккуратностью в бытовом плане, а батюшка, наоборот, человек аккуратный, дисциплинированный. И вот сестра Елена из нашего сестричества говорит мне: «Батюшка намедни жаловался: мол, что мне с Михаилом делать? Я ему, бывает, кучу мусора сгребу и посреди алтаря оставлю, а он перешагнёт и дальше идёт…» Стыдно, но я правда не замечал таких вещей. Внутренняя жизнь у меня гораздо лучше отлажена и организована. Но со временем я приучился к порядку.

В 1994 году я сказал: «Батюшка, есть у меня знакомые, с колокольным делом связанные, позвольте у них колокола для нашего храма достать?» Батюшка благословил, и я отправился с деньгами, зашитыми в нижнее бельё, в Каменск-Уральск. А вернулся с колоколами аккурат в день памяти прп.Серафима Саровского. Следующим послушанием было печь просфоры. Потом батюшка доверил мне вести катехизационные беседы с прихожанами, готовить людей к Таинству Крещения. В 2001 году о.Игорь вдруг говорит: «Завтра едем к митрополиту Владимиру, будешь писать прошение о рукоположении во диакона». Я к тому времени закончил епархиальное духовное училище. Рукоположение было назначено во время Великого поста. Приезжаю: владыка читает канон Андрея Критского. А я аккуратно побрит, пострижен… Глянул на меня владыка и говорит: «Кого вы мне привели? Как я его в храм отпущу — его же бабушки на смех подымут. Пусть сначала отрастит волосы и бороду, потом приходит…» Каждый месяц являлся я к секретарю епархии показать, что´ удалось отрастить. Он качал головой: «Иди отращивай ещё…» Так что рукоположение моё состоялось только через полгода, а вскоре я был рукоположен во священника.

Что главное в службе священника? Всё должно совершаться с благоговением. Неважно, служишь литургию или маленький молебен, освящаешь машину или дом, крестишь кого-то или провожаешь в последний путь, всё это — служение Богу. Получается, что ты весь день пребываешь в молитве, пред Богом ходишь. Добавить бы ещё личный подвиг… но пока у меня не очень получается.

Особое служение — принимать исповедь. Что такое исповедь? Таинство! Священник со-работает Богу, Христу: через тебя проходит благодать, и ты получаешь утешение, если ко всему относишься правильно — ненавидишь грех, но любишь, сострадаешь и утешаешь грешника. Ведь Сам Господь терпит наши грехи, и мои в том числе, — я тоже человек и, бывает, оступаюсь.

У священников счастливая доля — служить Господу и людям.

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая