Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Свт.Тихон Московский. Память 18 ноября

МУЖ РАВНОАНГЕЛЬНЫЙ

«Ныне Церковь решительно отмежевалась от всякой контрреволюции. Произошла социальная революция. Возврат к прежнему строю невозможен. Церковь не служанка тех ничтожных групп русских людей, где бы они ни жили — дома или за границей, которые вспомнили о Ней только тогда, когда были обижены русской революцией, и которые хотели бы Ею (Церковью) воспользоваться для своих личных политических целей. Церковь признаёт и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога. Церковь возносит молитвы о стране Российской и о Советской власти. Православные епископы убеждены, что смута церковная прекратится только тогда, когда будет восстановлен канонический строй церковного управления и когда верующими в точности будут соблюдаться касающиеся Церкви законы государства».

Из «Воззвания» Патриарха Тихона и группы высших иерархов Православной Русской Церкви к верующим об отмежевании Церкви от контрреволюции. Август 1923 г.

Как относиться сегодня к таким словам великого русского святителя? (Кстати, воззвание было подписано не только свт.Тихоном, но и другими русскими иерархами, в том числе сщмч.Иларионом (Троицким).)

Сказать, что слова эти были вырваны у Патриарха под давлением, под пытками?

Некоторые историки так и пытаются представить дело: дескать, свт.Тихона заточили в казематы ГПУ и там вынудили его совершить признание советской власти.

И никто как будто бы не замечает, что, приняв подобный взгляд, мы тем самым обвиняем святителя Тихона просто-напросто в предательстве. В самом деле: святые мученики древности шли на пытки и на казнь, лишь бы не отречься от своей веры, а тут и без пыток, под одним только психологическим давлением, Предстоятель Церкви меняет свою позицию на прямо противоположную той, которой он ещё недавно придерживался…

За что же мы считаем Патриарха Тихона святым?

В этом вопросе мы никогда не сможем разобраться, если не перестанем считать советскую власть, большевиков, коммунистов единой монолитной глыбой, которая как свалилась на Россию в 1917 году, так и пребывала неизменной до 1991 года.

Нет, и ещё раз нет! Советская власть была, наверное, самым внутренне противоречивым политическим режимом за всю историю человечества. Отдельные её эпохи диаметрально отличались одна от другой, каждый её вождь дул в свою трубу, каждый проводил свою собственную политику, решительно враждуя со всеми остальными «товарищами» по власти. Ленин, Троцкий, Зиновьев, Бухарин, Сталин: что ни имя, то особый курс; каждый из этих вождей пытался вести страну по своему и только по своему плану, а всякого несогласного с ним считал личным врагом. Остаётся только поражаться, как столь разношёрстная команда сумела объединиться под одним знаменем и удерживать это знамя в течение 70 лет.

И ни в коем случае нельзя ставить знака равенства между Советами в 1918 г. и в 1923 г.; между СССР образца 1925 г. и образца 1937 г. (не говоря уже о более поздних эпохах). Все эти периоды настолько разнятся друг от друга, что уместно было бы называть их совершенно особыми политическими режимами, лишь условно объединёнными под вывеской «советская власть».

Итак, что представляла собой советская власть в 1918 году, когда святитель Тихон столь решительно и грозно обличал её?

Советская власть в 1918 году, собственно, и властью-то не была. Ни кремлёвские вожди, ни руководители на местах ещё толком не понимали, как управлять огромной страной и нужно ли ею вообще управлять, не следует ли все усилия направить на подготовку мировой революции. Ни о какой государственной политике речи ещё не шло, руководство велось «методом тыка», к власти то тут, то там приходили оголтелые авантюристы, а то и прямые преступники… Да и законность этой «власти» в 1918 году была под большим вопросом: столь же законными (или столь же беззаконными) представлялись претензии на власть эсеров, меньшевиков, белогвардейцев-кадетов, да, в конце концов, и монархистов (хотя, по правде сказать, в 1918 году монархисты в России вели себя тише воды, ниже травы).

В этих условиях анафема святителя Тихона (обращённая, кстати, не собственно к большевикам, а ко всем «явным и тайным врагам истины Христовой», то есть и к тем же кадетам и т.д., которые вели себя ничем не лучше большевиков), — анафема была не только справедлива, но и полезна, целительна, как вовремя данная хаму пощёчина. Святитель ополчался на всех врагов Христовых, в какой бы цвет они ни красились — в белый или красный.

Страна бурлила, власть была условна, кто утвердится на Москве, кому Господь отдаст победу — этого в 1918 году никто ещё не знал. Задача святителя в тот год была ясна: по возможности отстоять свою паству, по возможности защитить Церковь, чтобы хоть она не поддалась всеобщему помрачению, не пала под напором белых и красных безбожников. (Кстати, о белых безбожниках: в 20-х годах парижские антикварные лавки ломились от золотой церковной утвари, украденной «белыми героями» из русских церквей.)

И вот 1923 год. Гражданская война уже два года как закончена. Все противники большевиков из законных претендентов на власть автоматически превратились в антигосударственных деятелей. В Кремле постепенно побеждает позиция Ленина — Сталина о сворачивании мировой революции и построении социализма в отдельно взятой стране. Теперь советская власть — это собственно власть, и другой власти в России попросту нет, нравится это кому-то или не нравится.

И, следовательно, пришло время вспомнить завет апостола: «…несть бо власть, аще не от Бога…» (Рим.13,1).

И святитель Тихон смиренно принимает Божий Промысл о России. Власть в 1923 году оставалась вполне безбожной, но исправить положение можно было, только исполняя закон Христов, то есть в данном случае смиряясь перед этой властью. И это великое, несказанное смирение, принятое святителем Тихоном, — через реки крови, через гонения, через поношения — в конце концов привело к тому, что Россия устояла, Россия окрепла, Россия победила в войне с безбожным Западом.

Есть и ещё одно обстоятельство, о котором нельзя умолчать, говоря о примирении Патриарха Тихона с советской властью. Мы имеем в виду обновленцев, «живую церковь». Эта чума в 20-е годы широко расползлась по России. «Живую церковь» поддерживали и насаждали всё те же коммунисты (троцкисты, главным образом). Обновленцы подавали себя как единственную церковную организацию, способную ужиться с советской властью. Необходимо было выбить почву из-под ног у этих врагов Православия. Если бы святитель Тихон занял непримиримую антибольшевистскую позицию, он не только навлёк бы на Церковь новые гонения, но и дал бы лишний козырь в руки живоцерковцам. Этого нельзя было допустить ни в коем случае: распространение обновленчества много страшнее самых лютых гонений, ибо всякие гонения, в конечном счёте, идут на славу вере Христовой, ересь же способна только губить души человеческие. Нужно было заявить советской власти, что Православная Церковь — это не враждебная государству организация, и она тоже имеет право на существование. Нужно было хоть как-то укрепиться в СССР, хоть один храм на всю страну да оставить нетронутым, и тогда придёт время, когда от этого единственного храма Православие вновь шагнёт в Россию. Что, в сущности, и случилось. И случилось это только потому, что святитель Тихон проявил мудрость — не человеческую, но ангельскую, смирение ангельское, а не человеческое; за это-то мы называем сего равноангельного мужа святым Божиим.

Павел ГОРЕЛОВ

предыдущая    следующая